Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация


» Русское художественное стекло

Русское художественное стекло

 

История русского художественного стекла на­чинается в эпоху Киевской Руси, когда во многих древнерусских городах появились первые мастер­ские, изготовляющие смальты для мозаик и не­хитрые женские украшения - бусы, браслеты, кольца. Эта традиция была прервана во время монголо-татарского нашествия. И потому в XVIIвеке, когда возникла потребность в стекле, при­шлось обращаться к опыту европейских масте­ров.

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Из­майловского завода, основанного в 1668 году. Ря­дом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Од­на из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжает традиции богемских рез­чиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные пред­приятия. Гравировка еще некоторое время остава­лась привилегией иноземных мастеров и только в XVIIIвеке получила развитие на ведущих сте­кольных заводах страны.

Редчайшими являются "потешные кубики" Измайловского завода, выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались на­родные мастера на протяжении всего XVIIIвека, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц.

На протяжении XVII-XVIIIстолетий в России было основано 86 стекольных заводов, некоторые из них существуют и поныне (Гусевский, Дятьковский). Большинство заводов, основанных в XVII-XVIIIвеках, изготовляли оконное стекло и гутные изделия простых форм из бутылочного зе­леного стекла - штофы, бутылки, кувшины. Мно­гие из них стали произведениями народного ис­кусства, после того как были расписаны эмалью в специальной мастерской. Здесь и библейские сю­жеты (Иосиф Прекрасный, Адам и Ева), и истори­ческие (Гангутское сражение), и тема праздника, и пышные растительные орнаменты в сочетании с анималистическими изображениями.

 

Русское художественное стекло 17 - 19 вв.

 

В первой половине XVIIIвека в России сфор­мировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция пе­тербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIIIвека и заканчивается виртуозными работа­ми петербургских граверов конца XVIIIвека. Все работы выполнены в стилистике русского вариан­та барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В сере­дине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотни­чьих и пасторальных сцен на фоне архитектурно­го пейзажа.

Провинциальные центры гравировки пред­ставлены в коллекции произведениями мастеров заводов Мальцовых и Немчиновых. Особенно про­цветающим было семейство Мальцовых, глава ко­торого Василий Мальцов в 1730 году стал владель­цем небольшого завода в Можайском уезде. К кон­цу столетия в руках этого семейства уже было со­средоточено 15 стекольных заводов. Мальцовское гравированное стекло было рассчитано на средние слои русского народа - купечество, чиновников. Поэтому в его орнаментации барочные принципы и проблематика оказались преломленными через призму народного восприятия. Очень часты на мальцовском стекле дарственные надписи. Обра­щались мастера и к "галантному" сюжету, но в их интерпретации он получил лубочную окраску.

Аналогичным по своей художественной на­правленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIIIвека принадле­жало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гра­вировалось только на заказ.

В последней трети XVIIIвека русское стекло­делие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стекольные предприятия. Среди владельцев заводов изве­стны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художест­венного стекла сохраняет казенный завод, кото­рый с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного бы­та. Не уступал ему по качеству изделий основан­ный в 1764 году Никольско-Петровский завод по­мещика Бахметьева.

Облик художественного стекла последней тре­ти XVIIIвека определяется стилистикой класси­цизма. В это время значительно расширился ас­сортимент изделий, которые стали менее универ­сальными. Усложнилась сервировка стола, и на­значение каждого предмета стало более ограни­ченным. Появляются первые винные наборы, со­стоящие из графинов и рюмок. Из стекла делают­ся масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои двор­цов украшаются вазами, канделябрами, люстра­ми, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.

Существенные изменения происходят и в тех­нике изготовления стекла. Помимо ранее извест­ного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла по­является и цветное (красное, зеленое, синее, фио­летовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIIIвека, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIIIвека и во многом стимулировано разработками М. Ломоно­сова.

Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, сере­бром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIIIвека было бесцветное стекло с тонкой роспи­сью белой эмалью с пурпуром.

Оно во многом еще носит компромиссный ха­рактер, так как его рокайльная сюжетика (боскет­ные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.

Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она использует­ся как украшение ножек бокалов и рюмок, а ино­гда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпуска­ется главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и про­зрачными эмалями.

Изделия Императорского завода были более последовательны в стилистическом отношении, они более сдержаны по форме и орнаментации. Особенно эта разница ощутима в цветном стекле, палитра которого на Императорском заводе была значительно богаче, равно как и орнаментация. Здесь помимо вензелей, венков, гирлянд нередко можно увидеть мифологические композиции и пейзажи.

Цветное стекло широко использовалось в оформлении осветительных приборов - люстр, бра, канделябров, где оно сочеталось с золоченой бронзой. Большую роль в интерьере начинают иг­рать зеркала и рефлекторы, на поверхностях ко­торых часто гравировались аллегорические фигу­ры или персонажи итальянской комедии.

Русское стекло XIXвека отличается чрезвы­чайным разнообразием форм и декоративных приемов. В это время возрастают требования к ка­честву материала и постоянно совершенствуется технология его производства. Производство стек­ла приобретает все более промышленный харак­тер. Значительно увеличивается число заводов. Если в начале XIXвека в России было 114 заво­дов, то в 1889 году их было уже 258, но только 57 из них выпускали "посудное стекло".

Первая треть XIXвека по праву считается вре­менем расцвета русского художественного стекло­делия. Впервые стали привлекаться к руководст­ву и работе профессиональные художники. На Императорском стекольном заводе А. Воронихин, Тома де Томон, К. Росси, И. Иванов разрабатыва­ли эскизы парадных сервизов, ваз, настольных украшений, которые отличались грандиозностью своих размеров и смелостью технического испол­нения. Многие из них предназначались для укра­шения царских резиденций. Все художественные произведения первой трети XIXвека изготовля­лись главным образом из нового, только что осво­енного бесцветного свинцового хрусталя с алмаз­ной гранью. Строгие формы изделий, холодное мерцание грани геометрического характера наи­более четко выражали эстетические принципы ампира. Очень часто хрустальные изделия монти­ровались в золоченую бронзу, которая также была излюбленным материалом этого стилистического направления.

Центральную роль в оформлении художест­венного стекла первой трети XIXвека занимает героическая тема войны 1812 года. Особенно ярко она выражена в первых хрустальных изделиях с молочными медальонами, в которых помещались портреты героев войны - Кутузова, Платова, Вит­генштейна. Исполнителями этих портретов были живописцы Императорского фарфорового завода П. Рокштуль и мастер Бахметьевского завода А. Вершинин. Героическая тематика получила так­же отражение и в гравированном стекле. Это главным образом небольшие изделия: стаканы, бокалы, тарелки, на которых воспроизводились карикатуры И. Теребнева, И. Иванова, а несколько позже, в 1830-х годах, барельефы Ф. Толстого.

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во вто­рой четверти XIXвека. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что "цветные хру­стальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия". На той же выставке демонстрировались вазы "нового изоб­ретения", выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.

Ампирные произведения Императорского за­вода отличались чрезмерной пышностью. Харак­терными были сервизы, крупные вазы, канделяб­ры, вмонтированные в золоченую бронзу и допол­ненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в "неогреческом стиле".

На Бахметьевском и Орловском заводах изго­товлялись более скромные изделия, нередко ис­пользовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежают­ся с архитектурными видами самого разного ха­рактера. Популярны в это время китайские сюже­ты, которые то сохраняли верность первоисточни­ку, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

К середине XIXстолетия производство стекла приобретает индустриальный характер. Значи­тельно возросли технические возможности стекло­делия, расширилась палитра цветного стекла. В 1840-х годах начинается производство темно-виш­невого "медного рубина" и уранового стекла двух видов - "зеленого" и "желтого". Повсеместно рас­пространяются непрозрачные "глушеные" стекла, напоминающие бирюзу, яшму, лазурит и т. д.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины "мозаичной работы". Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только упо­требляют как два, так и три слоя стекла.

Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIXвека наиболее устойчивыми были сти­ли неоготический и рококо, которые особенно чет­ко проявлялись в изделиях Императорского заво­да.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были бо­лее цельными и ясными.

В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные моти­вы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.

В России второй половины XIXвека ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.

Начиная с 1870-х годов значительно увеличи­вается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравиро­ванному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подража­ние которому вылилось в так называемый "рус­ский стиль". Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заим­ствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX-XXвеков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России "модерн". Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоя­тельного развития. На Императорском и Гусевском заводах изготовлялись уникальные произве­дения, выполненные в манере известного фран­цузского художника Эмиля Галле.

Советское стекло, как самостоятельное худо­жественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XXвека. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дорево­люционные образцы или обиходную посуду. Впер­вые к стеклу, как к современному художественно­му материалу обратилась В. Мухина, по инициа­тиве которой в 1940 году была создана в Ленин­граде экспериментальная художественная лабо­ратория, призванная обеспечить стекольную про­мышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функцио­нальность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.

В 1950-х — начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные ла­боратории, куда пришли профессиональные ху­дожники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что работу над массовой функциональной вещью боль­шинство художников сочетает с творческими по­исками в области чисто декоративной. Это нахо­дит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечатель­но и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и мно­го работают над созданием тематических, граж­данственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неис­черпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практичес­ки решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного сти­ля, через постепенное преодоление старых мето­дов, а порой и через их полное отрицание. В про­изведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются боль­шие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Проис­ходит своеобразная эстетизация бытового пред­мета, который теперь предназначен для того, что­бы на его основе создать опоэтизированный "об­раз быта". Показательны в этом плане ансамбли "Праздничный стол" Б. Смирнова и "Хлебосоль­ный" Д. и Л. Шушкановых. В них широко ис­пользованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмыслива­ются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шев­ченко.

Новаторством также отмечены работы в хрус­тале. Традиционная алмазная грань в работах Фи­латова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

Вторая половина 1970-х годов характеризует­ся тем, что декоративное стекло активно вторгает­ся в общественный интерьер, становится эмоцио­нальной доминантой выставочной экспозиции. В стекле решаются задачи, ранее считавшиеся ис­ключительной привилегией изобразительного ис­кусства. Нарушается привычная иерархия мате­риалов и техники. В работах А. Степановой, Б. Муратова, Б. Федорова, Н. Тихомировой хрусталь приобретает ранее чуждую ему свободу пластики, все богатство заложенных в нем свойств использо­вано для создания изобразительно-ассоциатив­ных образов. Камерностью отличается тонкое, вы­дувное стекло с росписью люстром и золотом, ко­торое успешно создают Е. Вихрова и Ю. Манелис. В гутном стекле высокой одухотворенностью пол­ны композиции Д. и Л. Шушкановых, где вирту­озная техника превращает стекло в подлинную драгоценность.

Советское художественное стекло последнего времени во всем богатстве и разнообразии создаю­щих его творческих индивидуальностей предстает перед современниками как удивительно целост­ное явление. В нем бережное отношение к нацио­нальной традиции сочетается со смелым новатор­ством, а поэтическая настроенность - с высокой гражданственностью. 


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.