Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация

» Жостовский поднос

Жостовский поднос


Возникновение производства жостовских из­
делий связано с зарождением в конце XVIIIвека в подмосковном селе Данилково близ Федоскина и деревнях Осташково и Жостово лаковой миниа­тюрной живописи на папье-маше.

На протяжении XIX- начала XXвеков мас­терские Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, кошельков, коробочек, подносов и других небольших предме­тов, украшенных живописной миниатюрой. По­степенно производство подносов выделилось в са­мостоятельный промысел.

Начало производства подносов в Жостове от­носится к 1807 году, когда была основана мастер­ская Ф.Н. Вишнякова. В 1840 - начале 1850 го­дов уже существовало 12 мастерских: А.А. Зайце­ва, Е.Ф. Егорова, Т.М. Беляева, В.Л. Леонтьева, И. Коломенского, Никиты и Ивана Саповых и др.

 

Жостовские подносы - иллюстрации

 
 
 
 
                 
                   
                   

 

В это же время подносы начали выпускать не только из папье-маше, но и из металла. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпатлевщика, наносившего на поднос грунт, и живописца, ис­полнявшего роспись. На мысль о замене папье-ма­ше более прочным материалом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, ставшего знаменитым центром их производства еще в XVIIIвеке. Здесь делали большие подносы-картины, написанные по живописным или гравюрным оригиналам.

Подносный промысел Нижнего Тагила оста­вался ведущим в России до 1870-1880-х годов, когда жостовские изделия составили ему серьез­ную конкуренцию.

В середине XIXвека получило известность подносное производство в Петербурге. Здесь были в моде подносы с фигурными краями, сложным рисунком и искусно выполненной живописью.

Поднос как бытовой предмет существовал из­давна, но в XIXвеке спрос на него увеличился, чему способствовали рост городов, развитие сети трактиров, гостиниц, питейных заведений, где подносы использовали не только по прямому их назначению, но и как украшение интерьеров. Это позволило жостовцам создать самостоятельный подносный промысел. Мастера Жостова не просто заимствовали чужой опыт, а творчески перерабо­тали его и создали свой неповторимый стиль. Ко­вали усовершенствовали и разнообразили «гитар­ные», круглые, восьмиугольные, прямоугольные формы нижнетагильских подносов, изменив их размеры и пропорции, сделав плавные переходы от плоскости подноса к борту, фигурный рисунок прорезных ручек.

Восхищаясь мастерством исполнения петер­бургских подносов, жостовцы учились на них ис­кусству декоративного натюрморта.

Восприняв некоторые стороны искусства дру­гих подносных производств, жостовские мастера развили свои собственные местные традиции. Ро­дившись в недрах подмосковной лаковой миниа­тюры, производство подносов в Жостове долгое время сохраняло органическую связь с ней. Вплоть до XXвека подносы и лаковые миниатюры изготавливались в одной и той же мастерской, од­ними и теми же мастерами, использовавшими од­ни и те же лаки и краски. Из лаковой миниатюры в подносное производство перешли специфические «федоскинские» приемы многослойной живописи, письма лессировками по металлизированным и цветным фонам, инкрустации из перламутра. Ана­логичными были и первые сюжеты на подносах - «тройки», «чаепития», сценки из сельской жизни.

Однако, наряду с сюжетно-жанровыми компо­зициями, подносное производство в Жостове все больше обретало самостоятельный путь в созда­нии декоративных цветочных композиций, став­ших основными уже с 1880 года. В подносах этого времени ярко выражены самобытные специфические особенности искусства, формировавшиеся в предшествующие десятилетия.

Жостовское письмо начинается с «замалевка» - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший «замалевок» лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» по­гружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений. Далее следует «прокладка» - плотное корпусное письмо, наиболее ответствен­ный этап живописи. Формы букета обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит компози­ции. «Бликовка» - наложение бликов - выявля­ет объем и свет, завершает лепку форм, их услов­ную материальность.

Последующая «чертежка» размещает детали, очерчивает листья и лепестки, прожилки и семенца в чашечках цветов.

Завершает письмо «привязка» - тонкие трав­ки и усики, объединяющие все изображения в бу­кет и связывающие его с фоном.

Расширяя выразительные средства своего ис­кусства, живописцы Жостова придумывали но­вые способы орнаментальной росписи. Так по­явился прием «копчения», с помощью которого на поднос наносился вибрирующий узор, напоми­нающий узор панциря черепахи и получивший название «подчервячок».

Кроме черных и белых фонов жостовцы распи­сывали цветные и золотые фоны подносов.

В старину никто не фиксировал имен создате­лей подносов, мастеров-живописцев. Лишь одно имя дошло до нас из старых мастерских Вишняко­вых - Осип Якимович Бурбышев (1867-1919), ко­торый выполнял заказы практически любой сложности. В начале XXвека Жостово, как и дру­гие промыслы, переживает кризис. Спрос на под­носы упал, производство сократилось, мастера уходили в сельское хозяйство. Те, кто остался, в 1912 году организовали Трудовую артель, но она быстро распалась.

В 20-е годы в связи с подъемом народного хо­зяйства возродились народные артели в Жостово, в 1928 году они объединились в одну - «Металлоподнос ».

20-30-е годы для живописцев Жостова были сложными. Общие для советского искусства тен­денции прямолинейного утверждения современ­ности и реализма привели к попытке изменить традиционное направление жостовской живопи­си. Однако ведущие художники Жостова понима­ли чужеродность этих новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традицион­ного мастерства.

Классиками этого времени считаются жостов­ские художники И.С. Леонтьев, П.С. Курзин, A.И. Лезнов, Д.С. Кледов.

Выдающаяся роль в развитии Жостовского промысла принадлежит главному художнику промысла с 1948 по 1961 годы А.П. Гогину.

В 1940 году в Федоскинской профессионально-технической школе было создано отделение жос­товской живописи. Обучение вели два выдающих­ся   жостовских   живописца   П.И.   Плахов   и B.И. Дюжаев.

В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостова. Молодые живописцы, такие как Н.П. Антипов, Н.Н. Гончаров, Е.П. Лапшин, Б.В. Графов, Н.Н. Мажаев, М.П. Савельев, В.В. Ризин, продолжили традиции предыдущих поколений мастеров.

За свою историю жостовские подносы из быто­вого предмета стали самоценными декоративны­ми панно, а ремесло, служившее подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида рус­ского народного искусства. 


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 


Тайные знания



Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.