Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Жостовский поднос

Жостовский поднос

Возникновение производства жостовских изделий связано с зарождением в конце XVIII века в подмосковном селе Данилково близ Федоскина и деревнях Осташково и Жостово лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

На протяжении XIX- начала XXвеков мастерские Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, кошельков, коробочек, подносов и других небольших предметов, украшенных живописной миниатюрой. Постепенно производство подносов выделилось в самостоятельный промысел.

Начало производства подносов в Жостове относится к 1807 году, когда была основана мастерская Ф.Н. Вишнякова. В 1840 - начале 1850 годов уже существовало 12 мастерских: А.А. Зайцева, Е.Ф. Егорова, Т.М. Беляева, В.Л. Леонтьева, И. Коломенского, Никиты и Ивана Саповых и др.

Жостовские подносы - иллюстрации

 
 
 
 
                 
                   
                   

В это же время подносы начали выпускать не только из папье-маше, но и из металла. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпатлевщика, наносившего на поднос грунт, и живописца, исполнявшего роспись. На мысль о замене папье-маше более прочным материалом жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, ставшего знаменитым центром их производства еще в XVIII веке. Здесь делали большие подносы-картины, написанные по живописным или гравюрным оригиналам.

Подносный промысел Нижнего Тагила оставался ведущим в России до 1870-1880-х годов, когда жостовские изделия составили ему серьезную конкуренцию.

В середине XIXвека получило известность подносное производство в Петербурге. Здесь были в моде подносы с фигурными краями, сложным рисунком и искусно выполненной живописью.

Поднос как бытовой предмет существовал издавна, но в XIXвеке спрос на него увеличился, чему способствовали рост городов, развитие сети трактиров, гостиниц, питейных заведений, где подносы использовали не только по прямому их назначению, но и как украшение интерьеров. Это позволило жостовцам создать самостоятельный подносный промысел. Мастера Жостова не просто заимствовали чужой опыт, а творчески переработали его и создали свой неповторимый стиль. Ковали усовершенствовали и разнообразили «гитарные», круглые, восьмиугольные, прямоугольные формы нижнетагильских подносов, изменив их размеры и пропорции, сделав плавные переходы от плоскости подноса к борту, фигурный рисунок прорезных ручек.

Восхищаясь мастерством исполнения петербургских подносов, жостовцы учились на них искусству декоративного натюрморта.

Восприняв некоторые стороны искусства других подносных производств, жостовские мастера развили свои собственные местные традиции. Родившись в недрах подмосковной лаковой миниатюры, производство подносов в Жостове долгое время сохраняло органическую связь с ней. Вплоть до XXвека подносы и лаковые миниатюры изготавливались в одной и той же мастерской, одними и теми же мастерами, использовавшими одни и те же лаки и краски. Из лаковой миниатюры в подносное производство перешли специфические «федоскинские» приемы многослойной живописи, письма лессировками по металлизированным и цветным фонам, инкрустации из перламутра. Аналогичными были и первые сюжеты на подносах - «тройки», «чаепития», сценки из сельской жизни.

Однако, наряду с сюжетно-жанровыми композициями, подносное производство в Жостове все больше обретало самостоятельный путь в создании декоративных цветочных композиций, ставших основными уже с 1880 года. В подносах этого времени ярко выражены самобытные специфические особенности искусства, формировавшиеся в предшествующие десятилетия.

Жостовское письмо начинается с «замалевка» - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший «замалевок» лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений. Далее следует «прокладка» - плотное корпусное письмо, наиболее ответственный этап живописи. Формы букета обретают плоть, уточняются, высветляются, возникает контрастный или гармоничный колорит композиции. «Бликовка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку форм, их условную материальность.

Последующая «чертежка» размещает детали, очерчивает листья и лепестки, прожилки и семенца в чашечках цветов.

Завершает письмо «привязка» - тонкие травки и усики, объединяющие все изображения в букет и связывающие его с фоном.

Расширяя выразительные средства своего искусства, живописцы Жостова придумывали новые способы орнаментальной росписи. Так появился прием «копчения», с помощью которого на поднос наносился вибрирующий узор, напоминающий узор панциря черепахи и получивший название «подчервячок».

Кроме черных и белых фонов жостовцы расписывали цветные и золотые фоны подносов.

В старину никто не фиксировал имен создателей подносов, мастеров-живописцев. Лишь одно имя дошло до нас из старых мастерских Вишняковых - Осип Якимович Бурбышев (1867-1919), который выполнял заказы практически любой сложности. В начале XXвека Жостово, как и другие промыслы, переживает кризис. Спрос на подносы упал, производство сократилось, мастера уходили в сельское хозяйство. Те, кто остался, в 1912 году организовали Трудовую артель, но она быстро распалась.

В 20-е годы в связи с подъемом народного хозяйства возродились народные артели в Жостово, в 1928 году они объединились в одну - «Металлоподнос ».

20-30-е годы для живописцев Жостова были сложными. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма привели к попытке изменить традиционное направление жостовской живописи. Однако ведущие художники Жостова понимали чужеродность этих новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

Классиками этого времени считаются жостовские художники И.С. Леонтьев, П.С. Курзин, A.И. Лезнов, Д.С. Кледов.

Выдающаяся роль в развитии Жостовского промысла принадлежит главному художнику промысла с 1948 по 1961 годы А.П. Гогину.

В 1940 году в Федоскинской профессионально-технической школе было создано отделение жостовской живописи. Обучение вели два выдающихся жостовских живописца П.И. Плахов и B.И. Дюжаев.

В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостова. Молодые живописцы, такие как Н.П. Антипов, Н.Н. Гончаров, Е.П. Лапшин, Б.В. Графов, Н.Н. Мажаев, М.П. Савельев, В.В. Ризин, продолжили традиции предыдущих поколений мастеров.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самоценными декоративными панно, а ремесло, служившее подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.