Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Русский самовар

Русский самовар

«Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри», - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре русского языка В. И. Даля.

В словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно-эстетических запросов различных слоев русского общества.

Самовары-шары

Самовары дома Демидовых, Урал, 1760-е гг.

Самовар-петух, Россия, 1800-е гг.

Самовар-полушар. Фабрика Н.И. Баташова, Тула, конец 19 в.

Самовар с трубой. Фабрика братьв Шемариных. Тула, конец 19 в.

Самовар-полушар. Фабрика Б.Ханненберга. Варшава, конец 19 в.

Самовар. Фабрика Б.Г. Тейле с сыновьями. Тула, конец 19 - начало 20 в.

Самовар-полушар. Тула. КОнец 19 - начало 20 в.

Самовар-петух электрический. Куйбышев. 1980-е гг.

Самовар электрический. Горький. 1970-80 гг

Самовар подарочный. Завод "Штамп" им. Ванникова. Тула. 1970 гг.

Все возрастающий интерес к истории самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства и русского быта, необычайная популярность самовара в нашей стране на протяжении почти двухсот пятидесяти лет объясняются тем, что это неживое изделие из металла для нагревания воды имеет живую «душу», так как непроходящи те понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, задушевная беседа, домашний уют и покой.

История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл.

Сейчас трудно сказать, когда был создан первый самовар, но его появление теснейшим образом связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной жизни России, которые произошли в Петровскую эпоху и которые буквально «подняли на дыбы» весь российский уклад жизни.

Активное освоение в начале XVIII века рудных богатств Урала, возникновение там целого ряда металлургических предприятий, в том числе и медеплавильных, привело к тому, что «остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала XVIII века уже вывозилась за границу».

Самовары-бочонки

Самовар. Росиия. Конец 18 в.

Самовар. Росиия. Последняя четверть 18 в.

Самовар. Фабрика наследника И.Г. баташова. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар электрический. Куйбышев. 1980-е гг.

Уральские заводы, наряду с такими традиционными центрами по изготовлению медной посуды, как Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Холмогоры, Архангельск становятся крупнейшими производителями этого вида изделий. Именно на уральских заводах складываются те технологические приемы выделки сложной по формам и богато декорированной медной посуды и тот основной инструментарий, которые в дальнейшем будут широко использоваться и при производстве самоваров.

Так, уже в 1730-е годы при выделке чайников и другой медной посуды на Екатеринбургском заводе отдельно изготовлялось тулово сосуда, отдельно - детали: поддоны, ручки, крышки, которые потом припаивались или приклепывались к тулову. Сам же корпус-тулово обрабатывался на специальной наковальне, называемой «кобылиной», которая в дальнейшем стала применяться на любой самоварной фабрике и в каждой самоварной мастерской.

Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано с горнозаводской мануфактурной промышленностью в частности и с промышленным мануфактурным производством в целом.

Первые известные нам упоминания о самоварном производстве и о самоварах содержатся в «Реестре какое число сделано и отдано господину дворянину Григорию Акинфиевичу (Демидову) разных званиев медной посуды в 1745 г. и по какой цене в продажу производится» и в «Описи имущества Онежского второклассного монастыря», которая датируется 1746 годом и где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». Имеющиеся сведения не дают еще представления о том, какие формы и устройство имел самовар в то время, поэтому судить о самоварах этого периода можно только на основании тех многочисленных образцов, которые имеются в музеях России.

Самовары дорожные

Самовар. Мастерская Назара Лисицина. Тула. Конец 18 в.

Самовар. Мастерская Егора Вешнякова. Тула. Конец 18 - начало 19 в.

Самовар. Россия. Конец 18 - начало 19 в.

Самовар. Россия. ВТорая половина 19 в.

Самовар гостиничный и для пекников. Фабрика наследника и. Г Баташова и Н.И. Баташова. Тула. Конец 19 - насало 20 в.

Самовар- чайник с трубой. Россия. Насало 20 в.

Самовар-кухня. Фабрика Товарищества самоварной фабрики наследников В.С. Баташова. Тула. Конец 19 в.. Мастерская Назара Лисицина. Тула. Конец 18 в.

Самовары-чайники. Россия. Коней 19 - начло 20 в.

Сохранившиеся самовары 1740-1760-х годов еще значительно отличались от привычных нам форм. Они состояли из двух частей: шарообразного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная трубка, служившая для тяги, и стационарной подставки-подноса с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне, и по своему устройству были похожи на английские, так называемые, «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды и бытовавшие в Англии в 1740-1770 годы.

Упрочившийся и в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой - братинами, ендовами, ковшами, новых форм, в частности, чайников, кофейников и самоваров.

Для истории возникновения самовара небезынтересен также тот факт, что среди ассортимента уральской медной посуды уже в начале 1730-х годов часто упоминались «казаны с трубами», «кубы винокуренные с трубами», «кубы винные с колпаками и трубами», которые широко применялись в монастырских и помещичьих хозяйствах.

Возможно, именно сочетание трубы из винокуренного куба и формы чайника «аглицкого фасона», как ее называли в XVIII веке, и дало наиболее ранний, известный по музейным собраниям, уже непосредственно специфически русский вариант водонагревательного сосуда - самовар-сбитенник, то есть чайник с трубой внутри и поддувалом. Подобные чайники-самовары применялись для кипячения воды, а также служили для приготовления сбитня - напитка из меда с пряностями, употреблявшегося в горячем виде. Чайники-самовары использовались продавцами сбитня, которые ходили по базарам, ярмаркам и предлагали подкрепиться горячим сбитнем с баранками. Чтобы напиток не остывал, в трубу чайника накладывали горячие угли.

В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами-чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Подобные самовары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах. Самовары-кухни использовались не только дома; их брали в дорогу, при выездах за город, в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития.

Самовары-вазы

Самовар (Подарок Александру I) Фабрика Никиты, Федора. Петра Черниковых. Тула 1818 г.

Самовар. Луганский литейный завод 1825 г.

Самовар. Мастерская Василия и Ивана Ломовых. Тула

Самовары. Россия. Первая треть 19 в.

Самовар. Россия. Первая треть 19 в.

Самовар. Фабрика Ф.Н. Кондратьева. Петербург 1840-1850 гг.

Самовар. Россия. 1860-1870 гг

Самовар. Россия. 1850 г.

Самовар-пламя. Россия. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар. Тула. Конц 19 - начало 20 в.

К концу XVIII века самовар уже имел отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачков-заглушек.

Тогда же вырабатывается и тип самовара-кофейника, который имел внутри специальное устройство для приготовления кофе в виде вынимающейся металлической рамы с холщовым мешочком.

Нередко самоварные формы XVIII века повторяли традиционный облик русской медной посуды - братин и чаш. Тулово самоваров часто украшали пышным чеканным или гравированным орнаментом в стиле барокко или рококо.

В конце XVIII века появляются самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом, а также складываются и основные принципы декорировки самоваров. Тулово расчеканивалось ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображением цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента. В этот период в формах самоваров и в их декоре еще используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма. Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.

Самовары-рюмки

Самовар. Мастер А. Крюков. Тула. Вторая половина 19 в.

Самовар. Фабрика И.Ф. Капырзина. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар. Мастерская Н.Е. Шапошникова. Киржач. Владимирская губерния. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар (заказной).Фабрика А. Мовшовича. Тула. 1862 г.

Самовар. Тула. КОнец 19 - начало 20 в.

Самовар комбинированный . Изготовлен к 9 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Тула. 1926 г.

 Самовар подарочный. Завод "Штамп" им. Ванникова. Тула 1970 гг.

На рубеже XVIII и XIX столетий в обиход входят самовары, связанные традицией формообразования с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка. Такие самовары, как правило, имели отъемные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными.

Самовары подобных форм, получившие широкое распространение, изготовляли в Туле на фабрике Назара Лисицына, в 1810-1820-е годы - на лакировальной фабрике в Петербурге и в других местах.

Наибольшее разнообразие самоварных форм и их орнаментации наблюдалось в начале и первой половине XIX века. Внешний вид и художественное оформление самовара изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. В XVIIIвеке самовары были выполнены в рокайльной стилистике или в духе искусства классицизма, в первой половине XIX- в стиле ампир, во второй половине столетия сказалось влияние историзма, в начале XX века - искусства модерна.

В 1810-е годы самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина (около 3 тысяч штук в год), находившийся в Московской губернии, но к 1820-м годам все большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Еще с XVII века Тула была одним из крупнейших центров металлообработки в Московском государстве. На протяжении XVIII века тульские мастера специализировались в первую очередь на изготовлении оружия, а также партикулярных (частных), то есть бытовых, художественных изделий из стали. На рубеже XVIII-XIX веков тульские оружейники начинают искать новый ассортимент партикулярных изделий, который заменил бы художественные изделия из стали, производимые ими на продажу в домашних мастерских. Медная посуда, в частности самовары, оказалась наиболее удобной и выгодной для производства в небольших ремесленных заведениях с разделением труда по операциям.

В течение XIX века в Туле и Тульской губернии возникали и существовали сотни заведений, занимавшихся выделкой медных изделий, среди которых важное место занимали самовары и чайники.

Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала Назару Федоровичу Лисицину. Еще егоотец - Федор Ивановнич Лисицин, бывший оружейник, который «более тридцати лет упражнялся в оружейном деле по медному цеху», в 1760-е годы основал свое частное производство. В связи с растущим спросом на кухонную утварь заведение Лисицина, перейдя к его сыну Назару Федоровичу, стало специализироваться на выпуске самоваров.

В начале XIX века была широко известна другая тульская самоварная фабрика, принадлежавшая Василию и Ивану Ломовым. «Основавшие в 1812 г. самоварную фабрику купцы Василий и Иван Ломовы предпочитали набирать рабочую силу не из крестьян, отпущенных на оброк, а из городских сословий...» Более квалифицированная рабочая сила из городских сословий создала широкую известность ломовским самоварам. В 1820-е годы фабрика братьев Ломовых ежегодно выпускала 1000-1200 самоваров, которые сбывались главным образом не в Туле, а в столицах, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках и даже в «заморских странах». В первые два десятилетия XIX века появляется еще ряд новых самоварных фабрик: Киселева, Курашова, Сиднева, Афанасьева, Черникова, Маликова, Минаева, Чегинского.

В месяц один мастер вырабатывал десять простых и четыре-пять фигурных самоваров, которые стоили недешево: от шести до десяти рублей за штуку.

Самовары-банки

Самовар трактирный. Фабрика Сафонова. Москва. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар. Фабрика Алексея и Ивана Баташовых. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар трактирный. Фабрика Н.А. Воронцова. Тула. Конец 19 в.

Самовар комбинированный. Фабрика торгового дома Б.Г. Тейле с сыновьями. Тула. Начало 20 в.

Самовар. Фабрика наследников К.Д. Горнина. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Изготовление самовара начинали с отбора материала - по листу меди проводили шилом или специальным крючком, и если процарапанная линия была желтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же желтая линия прерывалась - это указывало на примесь окиси меди, то из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не точили и не полировали.

Расчерченные листы меди разрезали по меркам, складывали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине. Затем его спаивали в горне. Неровности на запаянных швах опиливали и еще раз проковывали молотком на кобылинах. Потом корпус вновь отжигали и медленно охлаждали.

Одной из основных операций была наводка, которая требовала несколько этапов, каждый раз сопровождаемых отжигом в горне. Нередко она повторялась двенадцать-четырнадцать раз. Наводили самовар с середины. После отделки нижней части приступали к наводке верхней. Место спайки корпуса с шейкой проковывали на круглой кобылине наводильным молотком. Шейки и внутренние кувшины (жаровую трубу) наводили также. Затем шейки припаивали к корпусам, наводили окончательно, тщательно ковали - тяхтали особым тяхтальным молотком. К верхнему краю стенки корпуса припаивали литой медный обруч и точили самовар и шейки.

Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой и лудили. Многодельный и трудоемкий процесс изготовления самоваров позволяет понять, почему в музейных коллекциях эти изделия начала первой половины XIX века представлены небольшим количеством экземпляров: в это время их делали сравнительно немного, они представляли для владельцев значительную ценность, передавались по наследству, использовались в семье не одним поколением, поэтому часто у них иссякал запас прочности и они просто не сохранились.

К середине XIX века сложились три основных группы самоваров: самовары-кухни, служившие для приготовления пищи, самовары-кофейники для варки кофе, самовары для кипячения воды, среди которых выделялись дорожные. В 1830-1840-е годы появилась новая форма - граная. В таких самоварах средняя часть тулова гранилась на шесть или восемь частей.

В 1830-е годы в Туле возникли самоварные производства Ильи Федорова, Василия Петрова, Герасима Тимофеева, Ивана Федорова, а в 1840-е к ним добавились заведения Гаврилы Попова, Платона Иванова, Ивана Данилова, Максима Никитина.

В 1840-1850-х годах в Туле существовало до восьмидесяти фабрик. Среди них были и крупные. Выделялись заведения Маликовых, Баташевых, Балашевых, Воронцовых, Леонтьевых, Сомовых, положившие начало целым династиям самоварных фабрикантов.

Основная продукция фабрик, как и в первой четверти XIX века, исчислялась пудами, но, наряду с весовыми самоварами простых форм, делали и поштучные, так называемые «ценовые». Цена их была намного выше. Если пуд самоваров в 1855 году стоил 15 рублей, то «ценовые» шли по 3 рубля 15 коп. за штуку. Отправляли самовары на продажу в различные города Российской империи, упаковывая в особо приготовленные ящики, заполненные соломой.

Самовары нестандартных форм

Самовар. Россия. Вторая половина 18 в.

Самовар с двумя кранами. Россия. Начало 19 в.

Самовар. Россия. Вторая половина 18 в.

Самовар. Россия. 1840-1850 гг.

Самовар-яйцо. Петербург. 1860 гг.

Самовар-желудь. Самоварное производство В.И. Полосатова бывшего мастера фабрики В.П. Баташова. Тула. Конец 19 - начало 20 в.

Самовар-кумган струбой. УралРоссия. Конец 19 в.

Самовар-яйцо. Фабрика товарищества наследников В.С. Баташова. Тула. КОнец 19 - начало 20 в.

Самовар. Россия. Начало 20 в.

Самовар-кофейник. Торговый дом "Мюр и Мюрилиз". Москва. Начало 20 в.

Каждая из фабрик старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм в первой половине - середине XIX века: конические, гладкие, граненые, в форме шара. Интересны самовары, выполненные в стиле «неогрек», зачастую буквально воспроизводившие античные образцы. В 1840-1850-е годы в моду входят изделия из заменителей серебра, пользовавшиеся спросом и в дворянских семьях, и даже, при царском дворе, а также в кругах среднего по достатку городского населения. Популярными становятся самовары из накладного серебра (медная основа, покрытая с одной или двух сторон тонким провальцованным листом серебра), которое, как правило, украшали богатым пышным орнаментом в духе «второго рококо» - накладными пышными бордюрами из рельефных цветов, листьев и раковин. Стоили такие изделия (в зависимости от сложности и качеств отделки) от двадцати пяти до ста рублей за штуку. Делали их преимущественно в Москве и Петербурге. В Москве - на фабриках И. Ф. Эмме, К. Я. Пеца, А. X. Матиссена, Розенштрауха, в Петербурге — Ф. Н. Дубинина, Ф. Н. Кондратьева, герцога Лехтенбергского. Московские и петербургские фабрики, наряду с тульскими, традиционно оставались основными производителями самоваров.

Во второй половине XIX столетия размеры и емкости самоваров были крайне разнообразны — от стакана до двадцати литров. Цвет изделий зависел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка, имел насыщенный красноватый оттенок), накладное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы - сталь и чугун.

Крупнейшим центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самоваров.

Стандартизированные образцы самоваров, удобные для массового производства, производившиеся в различных вариантах, разнообразились чаще всего литыми фигурными деталями: кранами, ветками кранов, ручками всевозможных конфигураций. Вместе с тем изготовляли и дорогие самовары оригинальной формы, многие из которых выпускали для российского потребления самоварные фабрики Фраже, Плешкевича, Хеннеберга, находившиеся в Царстве Польском. Их выделывали из белого металла (медного сплава с добавлением цветных металлов; к концу XIX века подобные сплавы стали называться мельхиором или нейзильбером), латуни или меди с гальваническим серебряным покрытием. Они более тяжеловесны, нежели московские или петербургские изделия, с туловом, обычно покрытым цезалировкой - механической гравировкой по металлу. Типичный образец заказного, штучного самовара -самовар-петух, изготовленный для Всемирной Венской выставки 1873 года. Ножки его выполнены в виде куриных лапок, носик сделан в виде головки петуха. На тулове - славянской вязью надпись: «Самовар кипит, уходить не велит». Но все-таки в те годы превалировали массовые самовары, крупнейшими производителями которых были фабрики Баташевых, Балашевых, Воронцовых, Ваныкиных, чья продукция насчитывала более тысячи штук в год.

Наибольшую известность получили самоварные фабрики Баташевых. Относительно недорогие, хорошего качества самовары, клейменные фамилией Баташевых, охотно раскупались по всей России. Самыми знаменитыми были: фабрика Ивана Григорьевича Баташева, основанная в 1825 году и впоследствии перешедшая к его сыну Николаю Ивановичу (проданная в дальнейшем Тейле); фабрика, основанная в 1840 году Василием Степановичем Баташевым, существовавшая потом под фирмой «Наследники В. С. Баташева», и третья, открытая в 1840-1850-х годах Александром Степановичем Баташевым, при котором и прекратила свое существование. Известно также несколько поддельных фабрик «лже-Баташевых», клеймивших свои изделия маркой «Воспреемники или наследники Баташева».

Практика клеймения самоваров во второй половине XIX - начале XX века была присуща всем крупным самоварным фирмам Тулы. Формы клейм передавались от отца к сыну, что свидетельствует о преемственности поколений и монополизации самоварного дела в руках небольшой группы фабрикантов.

Наряду с крупными тульскими фабриками существовали и небольшие мастерские, обслуживавшие местный рынок: во Владимирской губернии - это заведения Михаила Петровича Гаевского, Н. Е. Шапошникова в Киржаче; в Вятской губернии - Егора Михайловича Попова; в Костромской - Василия Гавриловича Ермолина и Суматохина; в Ярославской - М. П. Колотилыцикова, Ивана Пушкова в Данилове, Е. С. Пушковой и Н. М. Шубина.

Самовары второй половины XIX - начала XXвека имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д.

При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте — «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и в других направлениях историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.

В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bouillir - кипеть) - небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, уже наполненная горячей водой и при помощи пламени спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново налитый холодной водой самовар. Учитывая, что за чайным столом выпивали не один самовар, бульотки оказались как нельзя кстати. Наиболее распространены они были в домах столичной аристократии, хотя ими достаточно широко пользовались и в средних слоях общества, особенно среди интеллигенции.

Бульотки

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка. Петербург. Начало 20 в.

Бульотка. Россия. Начало 20 в.

Бульотка и заварной чайник. Россия. Начало 20 в.

Наибольшего развития самоварное производство достигло в России в 1912-1913 годах, когда годовой выпуск продукции только в Туле равнялся 660 тысячам штук. Самовары продавались не только в России, но и за границу — в Морокко, Турцию, Иран, в другие восточные страны. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров. Возобновился он после революции и окончания гражданской войны. В статье М. Госберга, опубликованной в 1925 году, упомянуты две крупные государственные самоварные фабрики, работавшие в Туле: самоварная фабрика имени В. И. Ленина (в помещении бывшей фабрики Шемарина) и фабрика Тульского патронного завода, находившаяся на территории бывшей фабрики Н. И. Баташева. В конце 1920-1930-х годов работала еще тульская фабрика «Наше будущее» (1-я кооперативная артель).

До распада СССР самовары выпускались на целом ряде предприятий в различных городах — Ленинграде, Днепропетровске, Гродно, Куйбышеве, Туле и Суксуне (на Урале). Наряду с жаровыми делали и делают электрические самовары. До наших дней сохранилась форма шара, «рюмки» различных видов, «вазы», бочонка, а в Самаре даже изготавливают подарочный самовар-петух.

Современные самовары сохранили популярность не только у нас в стране. Они пользуются большим спросом за рубежом: до 1991 года их экспортировали в пятьдесят семь стран мира.

Указатель самоварных фабрик России 

Владельцы самоварных фабрик,по фамилии которых назывались фирмы

Год основания фирмы

Архангельск

 

Демидовы

Вторая половина XVIII в.

Арзамас

 

Лысковцев Петр Иванович

1840-е годы

Владимирская губерния

 

Гаевский Михаил Петрович

1870-е годы

с. Лукьяново

 

Захранин Андрей Петрович

1848 г.

г. Переяславль

 

Котельникова Наталья

Первая половина XIX в.

Покровский у., г. Киржач

 

Суровцев Александр Николаевич

Первая половина XIX в.

Покровский у.

 

Шапошников Н. Е.

1865 г.

Покровский у., г. Киржач

 

Вятская губерния

 

Попов Егор Михайлович

1864 г.

Кострома

 

Ермолин Василий Гаврилович

1853 г.

Суматохин

Середина XIX в.

Москва и Московская губерния

 

Аленчиков и Зимин

1880-е годы

Давыдов Арсений Гаврилович

1870-е годы

Зотов Иван

1820-е годы

Звенков Иван Дмитриевич

1870-е годы

Куперман

1880-е годы

Матиссен Александр Христофорович

1873 г.

Мюр и Мерилиз (Торговый дом)

Самовары делали в своих мастерских с 1890-х годов

Пец К. Я.

1840-е годы

Розенштраух

Первая половина XIX в.

Суровцев Прокопий Васильевич

1804 г.

Севрюгин

Вторая половина XIX в.

Сушкин А. С.

Вторая половина XIX в.

Сушкин Василий

Вторая половина XIX в.

Тихомиров Кирилл Филиппович

1879 г.

Тянков Василий Семенович

1875 г.

Богородицкий у., д. Перхурово

 

Шмаков Александр

1760-е годы

Эмме

1840-е годы

Петербург

 

Дубинин Ф. Н.

1840-е годы

Кондратьев Ф. Н.

1840-е годы

Лакировальная фабрика

Самовары выпускали с 1812 г.

Слободско-Украинская губерния

 

Кирсанова

1812 г.

с. Тростяница

 

Тула

 

Афанасьев Александр

1823 г.

Алексеев Алексей Романович

1860 г.

Баташевы Николай Иванович

 

и Иван Александрович

1825 г.

Баташев Михаил Петрович

1825 г.

Баташевы Василий Александрович

1840 г.

и Павел Степанович

 

Баташев Василий Степанович

1840 г.

Баташев Иван Григорьевич

1854 г.

Баташев Дмитрий Федорович

1854 г.

Баташев Степан Федорович

1854 г.

Баташев Петр Матвеевич

1855 г.

Баташев Егор Иванович

1856 г.

Баташев Александр Егорович

1873 г.

Баташев Алексей Егорович

1879 г.

Баташевы Василий, Алексей, Павел

1879 г.

Бурцева Анна

1879 г.

Бабков Иван Миронович

1879 г.

Березин Иван Иванович

1886 г.

Список самоварных предприятий под фирмой «Баташевы». Начало XX в.

 

Баташев Василий Павлович

 

Баташев Николай Иванович

 

Баташев Григорий Павлович

 

Баташев Петр Михайлович

 

Баташев Алексей Михайлович

 

Баташев Николай Емельянович

 

Баташев Василий Михайлович

 

Баташев Павел Иванович

 

Баташев Иван Федорович

 

Баташев Иван Ильич

 

Баташев Василий Алексеевич

 

Баташев Василий Николаевич

 

Баташев Василий Дмитриевич

 

Баташев Михаил Васильевич

 

Воронцов Гавриил Тимофеевич

1845 г.

Воронцов Николай Алексеевич

1860 г.

Ваныкин Егор Александрович

1862 г.

Воронцов Дмитрий Осипович

1870 г.

Владимиров Михаил Петрович

1890 г.

Гольтяков Николай Иванович

1840 г.

Гайдуров Федор Петрович

1840 г.

Голяков Григорий Дмитриевич

1855 г.

Рудаковы Павел и Егор Алексеевич

1858 г.

Горнин Кондратий Дмитриевич

1872 г.

Гудков Василий Максимович

1877 г.

Галактионов Василий Иванович

1882 г.

Горелов Павел

1883 г.

Гудкова Пелагея Михайловна

1887 г.

Данилов Петр

1855 г.

Данилов Виктор Петрович

1880 г.

Жилин Николай Гаврилович

1894 г.

Закатов Иван Васильевич

1861 г.

Зябрев Козьма (Кузьма) Александрович

1865 г.

Зубов Федор Иванович

1865 г.

Зябрев Федор

1879 г.

Зябрев Василий Кузьмич

1880 г.

Зябрев Алексей Кузьмич

1884 г.

Ильин Петр Иванович

1861 г.

Курашев Ефим Яковлевич

1803 г.

Киселев Степан Федорович

1821г.

Курашов Андрей

1823 г.

Касаткин Николай Иванович

1854 г.

Клепикова Прасковья Климовна

1855 г.

Курбатов Дмитрий Иванович

1873 г.

Котырев Василий Сергеевич

1875 г.

Каменев Иван Гаврилович

1876 г.

Крымова Александра Алексеевна

1879 г.

Красильников Александр

1879 г.

Портнова Варвара Павловна

1882 г.

Картунов Никита Алексеевич

1882 г.

Капырзины Иван и Алексей Федоровичи

1883 г.

Кобылин Иван Петрович

1885 г.

Лисицин Назар Федорович

1778 г.

Ломовы Василий и Иван

1812 г.

Лисицины Никита и Николай Назаровичи

1823 г. (перешла от Назара Лисицина)

Ломов Илья Иванович

1830 г.

Лукьянов Сергей Христофорович

1854 г.

Лялины Яков и Максим

1854 г.

Леонтьев Алексей Иванович

1855 г.

Лисицин Никита Никитович

1855 г.

Лилин Василий Александрович

1867 г.

Лукьянов Николай

1879 г.

Леонардов Василий

1879 г.

Медведев Василий Филиппович

1796 г.

Маликов Гаврила Петрович

1821 г.

Маликов Иван Петрович

1824 г.

Минаев

1824 г.

Медведев Михаил Васильевич

1830 г.

Медведев Александр Степанович

1842 г.

Масолов Алексей Петрович

1854 г.

Маликов Иван Иванович

1854 г.

Маракушкин Григорий Трофимович

1854 г.

Маликов Николай

1855 г.

Майлистов Александр Абрамович

1855 г.

Мозжечкова Вера Андреевна

1860 г.

Мозжечков Николай

1879 г.

Медведева Александра

1879 г.

Маслов Иван

1879 г.

Максимов Дмитрий Сергеевич

1882 г.

Мовшович Арон

1892 г.

Николаев Николай Федорович

1886 г.

Петрова Екатерина Ивановна

1850 г.

Покровская Любовь Арсентьевна

1852 г.

Поляков Ефим Иванович

1854 г.

Поляков Григорий Дмитриевич

1854 г.

Покровский Александр Ильич

1855 г.

Панаргин Павел Иванович

1855 г.

Пучков Константин Тимофеевич

1878 г.

Пучков Тимофей Александрович

1879 г.

Петрова Екатерина

1879 г.

Пономарев Николай

1879 г.

Пономарев Иван Иванович

1886 г.

Рудаков Сергей Петрович

1854 г.

Рязанский Антон Михайлович

1879 г.

Стрекопытов Иван Яковлевич

1821 г.

Сиднев Гаврила Яковлевич

1823 г.

Сухов Иван Антонович

1828 г.

Стрельниковы Михаил и Александр

1840 г.

Соколов Иван Сергеевич

1854 г.

Степановы Петр и Алексей Григорьевичи

1854 г.

Сомова Прасковья Дорофеевна

1855 г.

Судаков Николай Владимирович

1855 г.

Судаков Николай Иванович

1855 г.

Салищев Дмитрий

1865 г.

Салищева Татьяна Ивановна

1869 г.

Салищев Иван Андреевич

1876 г.

Судакова Александра

1879 г.

Соколов Антип

1879 г.

Судаков Иван

1879 г.

Соколов Родион

1879 г.

Сергиевский Михаил

1882 г.

Салищев Александр Андреевич

1885 г.

Соловьев Петр Васильевич

1887 г.

Тяпкин Родион Дмитриевич

1850 г.

Тейле Берин Густавович

1868 г.

Тейле Берта Густавовна

1870 г.

Тейле Рейнгольд Адольфович

1870 г.

Туляков Михаил

1879 г.

Туляков Егор Михайлович

1884 г.

Туляков Григорий Иванович

1885 г.

Федукин Михаил Иванович

1854 г.

Феофилова Серафима Ивановна

1868 г.

Феофилов Василий Иванович

1879 г.

Черниковы Никита, Федор, Петр

1823 г.

Чегинский Василий

1824 г.

Черногоров Павел Федорович

1831 г.

Чистяков Иван Иванович

1849 г.

Чигинская Александра

1852 г.

Черников Николай Иванович

1854 г.

Чистякова Олимпиада Ивановна

1854 г.

Чегинский Николай Иванович

1854 г.

Чуканов Василий Николаевич

1865 г.

Чекалин Андрей

1879 г.

Чегинский Иван

1879 г.

Чекалин Михаил Михайлович

1885 г.

Чегинский Владимир Николаевич

1892 г.

Шерлин Яков Иванович

1833 г.

Шувалов Александр Сергеевич

1855 г.

Шелешнев Петр Николаевич

1876 г.

Шахов Филипп

1883 г.

Шемарин Владимир Иванович

1894 г.

Урал. Демидовы

 Самовары выделывали с 1740 гг.

Суксунский завод; Нижнетагильский завод

 

Кожевников Алексей Иванович

1850 г.

Кожевников Александр Дмитриевич

1880 г.

г. Кунгур

 

Строганов

1760 г.

Добрянский завод

 

Турганинов

1760 г.

Талицкий завод; Сысертский завод

 

Шадрин Мармион Иванович

1880 г.

г. Нижний Тагил

 

Шляхтин А. В.

1880 г.

г. Суксун

 

Ярославская губерния

 

Колотилыциков М. П.

1876 г.

г. Углич

 

Пушков Иван

Середина XIX в.

г. Данилов

 

Пушков Николай Васильевич

1830 г.

г. Данилов

 

Пушкова Елизавета Степановна

Вторая половина XIX в.

г. Данилов

 

Рукавишников Иван

1815 г.

г. Ярославль

 

Скорняков Иван Андреевич

1845 г.

г. Углич

 

Шубин Никифор Михайлович

Вторая половина XIXв.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.