Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация


» Ковры и ковровые изделия

Ковры и ковровые изделия ручной работы 

 

Ковры Средней Азии и Кавказа - великолеп­ный памятник народного искусства и богатейший источник для изучения материальной культуры. Даже при беглом знакомстве с ковровыми издели­ями народов Средней Азии и Кавказа ясно, что это - искусство, имеющее многовековую историю.

Художественные традиции народного ковро­вого промысла необычайно высоки. Ведь у отдель­ных скотоводческих народов Средней Азии ковро­делие было почти единственным средством удов­летворения эстетических потребностей. Художе­ственные типы среднеазиатских и кавказских ко­вров - результат труда и творческих поисков мно­гих поколений.

Высокие качества ковровых изделий обуслов­лены совершенством тонких технических и худо­жественных приемов. Сочетание виртуозной тех­ники и проверенной вековым народным опытом технологии с высокими художественными форма­ми является отличительной чертой ковроделия.

Высокая степень развития ковроделия среди скотоводческих народов определяется большой ролью ковровых изделий в быту. Они заменяли мебель, все виды тары, использовались при скреп­лении деревянных частей юрты, опоясывании ре­шетчатого остова для его укрепления и украше­ния. От лучей палящего солнца, холода и всюду проникающей пыли вход в юрту завешивали сна­ружи ковровой занавесью, а порог загораживали маленьким узким ковриком. Земляной пол юрты устилали мягкими и теплыми кошмами, паласа­ми и коврами. Утварь, весь домашний скарб хра­нили в специально приготовленных ковровых ве­щевых мешках, развешиваемых по решетчатым переплетам юрты или уложенных рядами на сун­дуках. Употребляли ковровые ткани для перемет­ных сумок, чепраков, наседельников, попон.

У всех скотоводческих народов Средней Азии ковровые изделия составляют неотъемлемую часть девичьего приданого. По обычаю невеста должна была принести в приданое полное обору­дование юрты. В селениях туркмен, узбеков-ско­товодов, казахов, киргизов и сейчас еще можно услышать от ковровщиц старшего поколения рас­сказы о том, как каждая заботливая мать  старалась приготовить в приданое дочери не менее трех ковров, четырех вещевых мешков, двух торб, паласного или коврового мешочка для ложек, двух паласов и нескольких кошм. В приданом богатой невесты число этих вещей увеличивалось; бедные семьи вместо дорогих ковровых изделий готовили в приданое вещи попроще и подешевле, но все же все стремились дать положенное.

Исстари распространены ковровые изделия и в быту оседлых земледельческих народов Средней Азии. Их большая популярность обусловливалась тем, что деревянная мебель употреблялась мало: встречались лишь небольшие шкафчики для хра­нения продуктов и сундуки для одежды, да кое-где большие квадратные деревянные кровати. В этих условиях циновки, войлочные и ковровые ткани были совершенно необходимы.

Городские жители и население земледельчес­ких районов, живущие в стационарных жили­щах, коврами застилали полы и использовали ко­вровые ткани для прочих целей.

Мелкие ковровые изделия частично выполня­лись жительницами земледельческих селений и горожанками в домашних условиях, но чаще все­го земледельческие хозяйства приобретали их на местных рынках у скотоводческого населения.

Наибольшее народнохозяйственное значение имело ковроделие туркмен, которое издавна представляло собой распространенный вид кустарного  промысла, в отдельных районах имеющего уже  товарное значение. У других народов Средней Азии ковроделие было промыслом чисто потреби­тельским. Лишь в конце XIX века в единичных узбекских и киргизских селениях возникло товарное производство ковров.

Возникновение мотивов коврового орнамента весьма сложно. Наряду с новыми, иногда заимствованными узорами, в коврах живут и очень древние. Если вспомнить, что все ковровое ткачество, за очень небольшим исключением, всегда находилось в руках женщин - наиболее консервативной части старого общества - и было теснейшим образом связано с узко домашним бытом, то наличие в ковровом орнаменте черт большой архаичности станет понятным.

Занимаясь изучением ковровых изделий турк­мен, Н. Бурдуков справедливо обращал внимание исследователей на большое историческое значе­ние коврового орнамента. "В этом производстве, со времен его зачатка почти без изменения дожив­шем в отношении техники до наших дней, как в священном сосуде, скопились драгоценные капли художественного творчества народов всех эпох и цивилизаций, сменявшихся на широкой арене Востока. Из приходивших друг другу на смену на­родов каждый приносил свою дань в художествен­ность коврового производства. Победитель не гасил духа побежденного. Песнь и художественность в ковровом производ­стве - те формы, в которые укладывались во вре­мя седой старины отражения эстетики народа и их внутренний мир.

...В орнаментах ковров, в сочетаниях красок, перешагнувших к нам из-за порога веков и тыся­челетий, раздается различными отголосками эхо художественного творчества былого, твердо усто­явшего против натиска всеуничтожающего не­умолимого времени".

 

Ковры Армении

Армянские ковры изготовляются из шерстя­ной пряжи аппаратного прядения, которая упо­требляется для ворса и утка. Для основы главным образом применяется хлопчатобумажная круче­ная пряжа. Ворсовая пряжа окрашивается расти­тельными и прочными синтетическими красите­лями.

Основными ковроткацкими районами Арме­нии являются: Ереванский, Ленинаканский, Степанованский, Иджеванский, Севанский, Баязетский и Зангезурский. Многие ковры носят назва­ние по имени мест их выработки.

Узоры ковров отражают растительный и жи­вотный мир этих районов. Центральное поле ар­мянских ковров орнаментируется в большинстве случаев крупными и мелкими медальонами или же сильно геометризованными условными изоб­ражениями фигур животных, птиц, деревьев, цве­тов и другими элементами, заполняющими все по­ле ковра.

 

I группа — ковры типа "Ереван" и "Иджеван"

Эти ковры созданы на основе изучения орна­ментов армянских миниатюр; их художественные достоинства пользуются широкой известностью. Основным мотивом типичного армянского ковра является цветок лотоса, данный в продольном разрезе и с развернутыми лепестками. Более крупные цветочные формы расположены по сред­ней вертикальной оси ковра, а более мелкие - по бокам. От этих цветочных форм в диагональных направлениях отходят зубчатые листообразные фигуры, разделяющие поле ковра на отдельные ячейки, в которых помещены геометризованные изображения домашних животных и диких зве­рей.

 

Ворсовый ковер типа "Ереван"

 

Листообразные фигуры и фигуры животных заполнены рисунком стеблей и мелкими бутона­ми, листьями и цветочными розетками.

Фон центрального поля - мареново-красный, красный (цвет граната), розовый, зеленый, свет­ло-голубой, синий и белый.

Бордюр, окаймляющий центральное поле, в большинстве случаев состоит из ведущей широ­кой каймы и двух сопровождающих кайм, отде­ленных от ведущей каймы узкими узорчатыми полосками. Орнамент ведущей каймы состоит из цветов в продольном разрезе, листьев и бутонов, как бы нанизанных на один общий, идущий кру­гом всей каймы стебель.

Сопровождающие каймы заполнены непре­рывным гребенчатым орнаментом, разнообразны­ми мелкими цветочными розетками, треугольны­ми и квадратными фигурами и имеют более тем­ную расцветку.

Фон ведущей каймы - кремовый или крас­ный, в зависимости от цветового тона центрально­го поля ковра.

Гамма цветов - та же, что в центральном поле.

Центральное поле ковра типа "Иджеван" за­полнено удлиненным медальоном шестиугольной формы со ступенчатыми краями. На синем фоне медальона расположен растительный орнамент из крупных цветов лотоса, изогнутых зубчатых лис­тьев и мелких цветочных форм. Медальон окру­жен широким бордюром ярко-красного цвета с темно-красным рисунком по нему.

Гамма цветов центрального поля - синий, яр­ко-красный, бордо, темно-красный, розовый, зо­лотисто-желтый, зеленый, белый. Бордюр ковра типа "Иджеван" состоит из ведущей широкой каймы  и двух  более узких сопровождающих кайм, разделенных узорчатыми полосками.

Орнамент ведущей каймы на синем фоне подо­бен орнаменту центрального медальона и состав­лен из таких же цветов лотоса и изогнутых зубча­тых листьев.

Сопровождающие каймы на светлом фоне име­ют рисунок из четырехлепестковых цветовых ро­зеток, соединенных стеблями и данных в волнооб­разном движении. Цветовая гамма бордюра – та же, что и центрального поля. Примерное соотно­шение ширины бордюра данной группы ковров к ширине ковра 1:3, 1:4.

Ширина паласной части в каждом конце ковра 3-4 сантиметра. Длина бахромы 6-10 сантимет­ров. Плотность ковров этой группы 160-250 узлов на 1 квадратном дециметре, высота ворса 4-6 миллиметров. Размеры ковров 2-10 квадратных метров.

 

II группа — ковры типа “Куба” и “Ширван”

Центральное поле этих ковров орнаментирова­но геометризованными фигурами, основу кото­рых составляют образцы животного и раститель­ного мира. В других случаях оно орнаментирова­но квадратными или уступчатыми медальонами. В медальон нередко вписывается ромб с крючко­образным орнаментом, а в ромб - звезда-розетка. Все поле заполнено мелкими ромбовидными фи­гурами, составленными из Т-образных форм, и цветочными розетками.

Фон центрального поля ковров типа "Куба" и "Ширван" в основном бывает мареново-красный, темно-синий и голубой.

Бордюр ковра, окаймляющий центральное поле, состоит из широкой ведущей каймы и более узких сопровождающих кайм.

 

Ворсовый ковер типа "Куба"

  Ворсовый ковер типа "Ширван"

 

Орнамент бордюра состоит большей частью из геометризованных розеток и линейных форм. Цветовая гамма ковра - мареново-красный, ро­зовый, золотисто-желтый, зеленый, голубой, синий, белый и черный. Примерное соотношение ширины бордюра к ширине ковра 1:3, 1:4. Ши­рина паласной части в каждом конце ковра 3-4 сантиметра. Длина бахромы 6-10 сантиметров. Высота ворса 4-6 миллиметра. Плотность ковров этой группы 160-250 узлов на 1 квадратном дециметре. Размеры ковров 2-2,5 квадратных мет­ра.

 

III группа — ковры типа "Гянджа" и "Казах"

Ковры типа "Гянджа" и "Казах" отличаются своеобразием композиционного построения. Центральное поле этих ковров орнаментирова­но двумя-тремя крупными медальонами. Часто медальоны имеют двойной контур, обведенный крючкообразным орнаментом. Фон центрального поля заполнен вытянутыми шестиугольниками, звездообразными, круглыми и многоугольными розетками, геометризованными растительным ор­наментом.

Ворсовый ковер типа "Гянджа"

Ворсовый ковер типа "Казах"

 

Фон центрального поля в основном - темно-красный, синий, золотисто-желтый, белый. Бор­дюр ковра, обрамляющий центральное поле, со­стоит из ведущей широкой каймы и сопровождающих ее узких кайм.

Орнамент ведущей каймы составлен из так называемых "бараньих рогов", геометризованных розеток и других форм.

Гамма цветов - белый, красный, синий, голубой, зеленый, желтый, кремовый и их оттенки.

Примерное соотношение ширины бордюра к ширине ковра составляет 1:4, 1:6.

Ширина паласной части в каждом конце ковра 3-4 сантиметра, плотность ковров типа "Гянджа" и "Казах" 90-140 узлов на 1 квадратном дециме­тре, высота ворса 6-8 миллиметров. Длина 6-10 сантиметров. Размеры ковров 3,5-4 квадратных метра.

 

IV группа — ковры типа "Карабах"

Центральное поле ковров типа "Карабах" за­полнено обычно орнаментом, состоящим из многолепестковых цветочных розеток, связанных между собой стеблями. Часто в нем изображают диких, зверей и домашних животных. Фон центрального поля бывает темно-крас­ным или темно-синим.

 

Ворсовый ковер типа "Карабах"

Бордюр ковра, обрамляющий центральное по­ле, состоит из одной широкой и нескольких сопровождающих узких кайм. Орнамент кайм - цветочный.

Гамма ковра состоит из белого, красного, сине­го, розового, голубого, золотисто-желтого, кремо­вого цветов и их оттенков.

Примерное соотношение ширины бордюра к ширине ковра составляет 1:4, 1:5.

Размеры ковров 2-10 квадратных метров. Ко­вры этой группы имеют продолговатую форму, плотность их 110-160 узлов на 1 квадратном дециметре, высота ворса 6-8 миллиметров.

Ширина паласной части в каждом конце ковра 2-4 сантиметра. Длина бахромы 6-10 сантимет­ров.

Помещенные в каталоге ковровые рисунки да­леко не исчерпывают разнообразия и богатства ковровых изделий, производимых в Армении.

Основные размеры ковров и плотность их по каждому виду ковра указаны на рисунках.

 

Ковры Туркмении

Ковроделие в Туркмении за многовековую ис­торию своего существования достигло высокого совершенства ткачества и художественного выра­зительности узора.

В мотивах туркменского коврового орнамента в предельно обобщенной форме переданы образы реальной действительности окружающей приро­ды, жизни и быта туркменского народа.

Основными центральными элементами компо­зиции коврового узора являются "гели", которые могут быть подразделены на три вида: салорский, иомудский, эрсаринский.

Первый вид орнамента - "салор-гель" являет­ся самым художественно-законченным, разрабо­танным в деталях, наиболее древним элементом узора. Он представляет собой восьмиугольник, имеющий зубчатые контуры с изображениями в середине орнамента фигур животных. Такие вось­миугольники расположены по всему полю ковра правильными продольными и поперечными ряда­ми.

Ковры с этим орнаментом вырабатывают в Ашхабадской и Марыйской областях.

Второй вид орнамента, отличающийся своеоб­разием общей композиции узора и деталей, изоб­ражает животных, насекомых, птиц, предметы быта и орудия производства. Ковры с этими вида­ми орнамента вырабатывают в Гасан-Кулийском, Красноводском районах и в Ташаузской области.

Третий вид орнамента по композиции рисунка и по цвету представляет собой более упрощенный тип "салор-геля". Ковры с этими орнаментами вы­рабатывают в Чарджоуской области, в районе Керки.

Основным материалом для производства ков­ров служит шерсть, получаемая от местных пород овец. В мелких изделиях: чувалах, торбах, изго­товляемых в кишлаках Пендинского оазиса, кроме шерсти в отдельных деталях центрального орнамента нередко упо­требляют шелк и хлопок.

Для изготовления ковров применяют шерсть весенней стрижки: грубую - для основы и мягкую - для утка и ворса.

Крашение ковровой пряжи производят проч­ными естественными и синтетическими красите­лями, играющими важную роль в долговечности и ценности изделий.

Преобладающий цвет в туркменском ковре - красный, от светлых киноварных тонов до темно-вишневого. Красный цвет занимает обычно 70-75 % всей площади ковра.

 

I группа — ковры типа "Текин", "Ахал-текин" и "Пенди"

Ковры первой группы составляют 70-80 % всех ковров, вырабатываемых в Туркмении. В ос­нове орнамента здесь лежит знаменитая "салорская роза" ("салор-гёль"), являющаяся шедевром коврового орнаментального искусства.

 

Ворсовый ковер типа "Текин"

Ворсовый ковер типа "Ахал-Текин"

Ворсовый ковер типа "Пенди"

Центральное поле ковра окаймляется богато разработанным бордюром из нескольких полос, занимающих одну треть ковровой площади. Боко­вые края обрамлены дополнительными бортовы­ми каймами, а верхний и нижний концы ковра имеют поля, украшенные паркетно-расположенным орнаментом. Заканчивается ковер в верхнем и нижнем концах "топраком" - одноцветной, безворсовой отделкой, выполненной паласной техни­кой.

К коврам этой группы относятся изделия высо­кой плотности - 220-400 тысяч узлов на 1 квад­ратном дециметре. В отдельных коврах, в особен­ности в мелких (чувалах и торбах), плотность быва­ет и выше. По технике выработки, по плотности ткани и высоким декоративно-художественным достоинствам ковры эти заслуженно считаются лучшими образцами ковровых изделий. "Текины" и "Пенди" под неточным названием "бухара" (по имени города, через который они выходили на ры­нок) получили всемирную славу и известность.

 

II группа — ковры типа “Иомуд” и “Чаудор”

Средняя плотность этих ковров 142,8-216 уз­лов на 1 квадратном дециметре. К этой группе от­носятся также ковры типов "Огурджалы", "Гоклен", "Гасанкули", "Игдыр", "Базучи" и их разно­видность "энси".

 

Ворсовый ковер типа "Йомуд"

По своеобразию орнамента ковры этой группы стоят совершенно обособленно от остальных ковров Туркмении. Рисунок центрального поля чаще всего образуется из якореобразной фигуры "акмак", ар­хитектурного фрагмента "кавса-гёль" и узора "дарнак-гёль" (когти птицы) и, кроме того, из обобщен­ных изображений рыбы, растений и других орна­ментальных деталей. В орнаменте бордюра прева­лируют обобщенные изображения виноградной лозы, челнока, бабочки, кокона и т. п.

Цветовая гамма ковров "Иомуд" состоит из темно-красного и белого с синим орнаментального узора. Ковры этой группы имеют несколько удли­ненную четырехугольную форму. Благодаря вы­соким декоративным качествам, их в основном используют для украшения стен.

 

Ворсовый ковер типа "Энси Йомуд"

Композиция рисунка ковра построена снизу вверх. Рисунок центрального поля ковра носит ступенчатый характер.

Среди настенных ковров, благодаря своим ис­ключительным художественным качествам, раз­новидности ковров "Иомуд" - "энси" считаются лучшими видами ковровых изделий.

 

III группа — ковры типа "Керки", "Кизыл-аяк" и "Беширы"

Особенностями третьей группы ковров явля­ются большие размеры, сравнительно невысокая плотность, с количеством узлов от 78-156 на 1 квадратном дециметре. Кроме указанных в этой группе ковров имеются их разновидности.

Все эти ковры примерно одинакового художест­венного качества, за исключением ковров типа "Бешир", которые более многоцветны и имеют более свободный разнообразный рисунок орнамента.

 

Ворсовый ковер типа "Бешир"

В то время как во всех коврах этой группы гамма цветов ограничена и состоит в основном из темных оттенков красного и коричневого цветов,  пересекаемых черными линиями, ковры "Бешир" отличаются большим разнообразием расцветок и оттенков красного, синего, зеленого, желтого и бе­лого цветов.

 

Ворсовый ковер типа "Керки"

Ворсовый ковер типа "Кизыл-аяк"

В композиционном решении ковров типа "Керки" и "Кизыл-аяк", известных под общим на­званием амударьинских, лежат варианты класси­ческого народного орнамента, встречающегося в туркменских коврах I группы. Только "гель" аму-дарьинских ковров в отличие от "теке-гёль" и "салор-гёль" крупнее по масштабу, разработан более грубо и в притушенных тонах.

 

Ковры Азербайджана

Ковры типа "Баку" изготовляют из шерсти, хлопка и верблюжьего волоса. Их плотность 2 500 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. Раз­меры: 1,50х1,80; 2x4 метра.

Ворсовый ковер типа "Баку"

Расцветка: тусклые, смешанные, как бы выго­ревшие на солнце тона - светло-зеленый, широ­кий диапазон синего, светло-желтый, по фону - темно-синий и черный. В центре узора крупный звездообразный медальон одновременно с секто­рами по углам, бордюр состоит из трех полос; мо­тивы геометрические, стилизующие в том числе фигуры людей и животных.

Ворсовый ковер типа "Казах"

Ковры типа "Казах" имеют основу из шерсти или хлопка, уток и ворс из шерсти. Иногда в осно­ве используют козий волос, а ворс делают из верб­люжьего волоса. Плотность ковров 800-1800 и 1200-2000 узлов (гиордес) на 1 квадратном деци­метре. Размеры: 0,90х1,30; 1,60х2,20; 0,70х1,00 метр, самая большая длина ковра 3,5 метра.  Фоновые цвета: главный - красный, коричне­вый, реже - слоновой кости, в узоре - желтый, зе­леный, иногда розовый и коричневый. В окраске бордюра - слоновой кости, кремовый. Узор - стро­го геометрический, в центре внутреннего поля - медальон (восьмиугольник, звезда, равноконеч­ный крест), заполненный стилизованными расте­ниями или животными. Бордюр состоит из пяти полос с мотивами рюмки, краба, грабель, S-образных линий и звезд. Встречается мотив в виде об­лачной ленты.

Ворсовый ковер типа "Карабах"

Ковры типа "Карабах" имеют основы из хлопка, уток и ворс из шерсти с коротким волосом (грубая). Плотность ковров 800-1500 узлов (гиор­дес) на 1 квадратном дециметре. Расцветка: типи­чен кошенильно-красный цвет, реже - синий. Ор­наментика находится под сильным влиянием пер­сидской: мотивы строго геометрические, плавно округленные. На среднем поле имеется два-три медальона одновременно со стилизованными цветками и животными.

Ворсовый ковер типа "Куба"

Ковры типа "Куба" имеют основу из хлопка или шерсти, уток и ворс из шерсти. Плотность ко­вров 1000-1500 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. По качеству причисляются к лучшим кавказским коврам. Размеры: небольшие дорож­ки или ковры до 3 метров длиной. Фоновые цвета: темно-красный или темно-синий, иногда беже­вый. Узор геометрический, бордюр из двух-трех полос с S-образными мотивами.

Ворсовый ковер типа "Ширван"

Ковры типа старый "Ширван" имеют основу из хлопка, шерсти, уток и ворс из шерсти. Плот­ность ковров 800-20000 узлов (гиордес) на 1 ква­дратном дециметре. Размеры: 0,80х1,25; 1,20х1,80 метра. Расцветка: крайне гармоничная, фон образуют синий, слоновой кости или красный тона, в узоре - желтый, розовый, светло-синий, в окраске бордюра - слоновой кости. Мотивы: гео­метрические - ромбы, восьмиугольники, S-образные линии, кайма из трех полос с мотивами рюм­ки, скорпиона, звезд, иногда бараньего рога.

Ковры типа новый "Ширван" имеют основу, ворс и уток из грубой шерсти. Плотность ковров 900-2000 на 1 квадратном дециметре. Размеры: 0,70х0,90; 1,10х1,70 метра, самая большая дли­на ковра 3,50 метра.

Расцветка: красочная гамма в целом не гармо­нична, тона буроватые, вишнево-фиолетовые, се­ро-голубые, желтоватые и грязно-белые. Поле ча­сто разбито посредством трех поставленных криво квадратов с мелкими геометрическими фигура­ми. Бордюр широкий, часто с мотивами рюмки.

 

Ковры Дагестана

Ковры типа "Дербент" имеют основу из хлоп­ка, уток и ворс из шерсти. Плотность ковров 850-1200 узлов (гиордес) на 1 квадратном деци­метре. Размеры: 1,40х2,50; 1,70х3,50 метра. Фоновые цвета: темно-синий, реже - красный; в мотивах желтый, зеленый и белый цвета, фон бор­дюра - белый. На среднем поле, как правило, один - три медальона. На главной полосе бордюра изображены звезды, наконечники стрел - треу­гольники, квадраты.

Ворсовый ковер типа "Дербент"

Ворсовый ковер типа "Табасаран"


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.