Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация

» Грамзапись в России

Грамзапись в России


Российская дискография берет свое начало в
1898 году с каталога московской торговой фирмы Мюллера, в котором впервые указывались грам­пластинки, записанные на русском языке. Однако становление российской граммофонной индустрии можно отнести к 1902 году. Именно тогда в Санкт-Петербурге было организовано первое отечествен­ное предприятие по производству грампластинок и граммофонов - "Товарищество В. И. Ребиков и К°". Примечательно, что оно появилось почти одновре­менно с аналогичными фабриками акционерных обществ "Граммофон" и "3онофон", основанных на иностранном капитале. В этом же году выходит в свет первый выпуск специализированного журна­ла "Граммофон и фонограф", посвященного про­блемам новой, зарождающейся промышленности. В 1902 году делается первая запись на пластинку голоса великого русского певца Ф. И. Шаляпина.

Первые фирмы грамзаписи России

Фирмы грамзаписи России

Родоночальники грамзаписи России

Фирмы грамзаписи РСФСР и СССР

Фирмы грамзаписи РСФСР и СССР

Фирмы грамзаписи РСФСР и СССР

 Фирмы грамзаписи Германии  Фирмы грамзаписи США  Фирмы грамзаписи Франции

Крупнейшим поставщиком российского рынка было акционерное общество "Граммофон". В его обширном каталоге собраны практически все веду­щие артистические силы того времени: Ф. И. Ша­ляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, А. М. Давыдов и др. Достаточно быстро "Граммофон" поглотил своего первого конкурента - акционерное общество "Зонофон", превратив его в дочернее предприятие, ориентированное на выпуск грампластинок с на­родными песнями.

Интерес к российскому рынку привлек в Санкт-Петербург американскую фирму "Колумбия фоно­граф Компания", которая в 1902 году открыла свой русский отдел. На российском рынке "Колумбию" преследовали неудачи, закончившиеся в 1911 году закрытием филиала. Несмотря на столь печальный итог, компания сумела записать много интересных артистов, в том числе И. Гончарова, Ю. Убейко, М. Склярову и др.

В 1903 году в Москве начал работать магазин французской "Генеральной компании фонографов, синематографов и точных аппаратов братьев Па­те". Записи русских исполнителей имели такой ус­пех, что дело быстро начало развиваться, и в 1907 году фирма открыла фабрику в Москве.

В последующие годы большой интерес к рос­сийскому рынку проявляли германские предпри­ниматели, ставшие основателями таких компаний, как "Стелла Рекорд", "Сирена Рекорд", "Экстрафон", "Метрополь Рекорд" и др.

Наряду с иностранными компаниями в России создавались и действовали отечественные фирмы по производству грампластинок и граммофонов. Пионерами этого дела были В. И. Ребиков в Санкт-Петербурге и Р. Якоб в Москве. "Товарищество В. И. Ребиков и К°", финансируемое миллионерами П.Ф. Коровиным и С.Н. Захаровым, считалось до­статочно серьезным конкурентом иностранным компаниям. В его студии записывались такие изве­стные исполнители, как Ф.И. Шаляпин и А. Вяльцева. Однако непродуманная политика в области цен и незнание секретов технологии не позволили многим пластинкам увидеть свет. Спустя два года большое дело кончилось полным банкротством.

Такая же участь постигла и московскую фабри­ку "Якоб Рекорде", созданную Р. Якобом. В 1904 году ее каталог насчитывал свыше 6000 записей! Наибольший раздел представляли арии из опер и оперетт, а также русские песни. Несмотря на это, не выдержав конкуренции, фирма прекратила выпуск пластинок и перешла на производство граммофо­нов, а в 1912 году разорилась окончательно. Приме­чательно, что это небольшое предприятие одним из первых не только в России, но и в Европе освоило выпуск двусторонних пластинок.

В 1908 году на прилавках граммофонных мага­зинов России стали появляться пластинки с этике­том "Сирена Рекорд". Новая русская фирма обос­новалась в Варшаве (Царство Польское с 1815 года входило в состав России). Уже спустя три года, ос­воив выпуск 2 500 000 пластинок в год, фирма при­ступила к организации более мощного производст­ва. К концу 1911 года репертуар "Сирены" в полто­ра раза превышал список записей, сделанных ком­панией "Зонофон", что говорило о высоких темпах ее развития.

В конце 1910 года на подмосковной станции Апрелевка начала действовать небольшая фабрика граммофонных пластинок "Метрополь Рекорд" (в настоящее время крупнейшее в России предприя­тие". Ее основатели - отец и сын Молль - организо­вали современное, высокорентабельное производст­во по выпуску отличной массы пластинок, и их прессовку. В июле 1911 года "Метрополь Рекорд" создала совместное предприятие с германской ком­панией "Дакапо Рекорд". Объединение усилий да­ло хорошие результаты. Фабрика ежемесячно про­давала около 10 000 пластинок в среднем по 50 ко­пеек за штуку. Даже при такой низкой цене финан­совый отчет показывал рост прибыли. В 1912 году "Метрополь Рекорд" открыл в Москве свой фили­ал, состоящий из студии звукозаписи и гальвани­ческого цеха, и освоил выпуск новых пластинок "Гигант". В 1914 году на фабрике началось строи­тельство нового цеха, но война между Германией и Россией не позволила основателям предприятия продолжить свое дело. После начала боевых дейст­вий фабрика была экспроприирована и передана в собственность Русского акционерного общества граммофонов (РАОГ).

Русское акционерное общество граммофонов возникло в 1911 году. Оно стало преемником скан­дально известного своими пиратскими изданиями "Орфеона". Председателем правления был солист Его Величества Н. Н. Фигнер. В 1914 году в собст­венность РАОГ перешла фабрика грампластинок в Апрелевке. После революции РАОГ прекратило свое существование.

В конце 1911 года в Киеве начала действовать фабрика "Товарищества Экстрафон". Вскоре она превратилась в одного из крупнейших поставщи­ков российского граммофонного рынка. Это было единственное предприятие, основанное на русском капитале, которое не вошло в состав Синдиката объединенных фабрик братьев Иссерлин. В годы войны это товарищество преобразовалось в акцио­нерное общество и стало лидером русского граммо­фонного бизнеса. В 1917 году "Экстрафон" прекра­тил свое существование.

Наряду с вышеперечисленными компаниями в России действовал ряд малых предприятий, осно­ванных как на русском, так и на смешанном капи­талах. Это фирмы: "Гном Рекорд", "Товарищество Фонограмма", "Звукозапись". Все они находились в Санкт-Петербурге.

В конце 1914 года в Вильно был создан Синди­кат объединенных фабрик, в который вошли такие известные русские предприятия, как "Сирена", РАОГ, "Метрополь Рекорд", "Звукозапись". Син­дикат был задуман как структура, способная наве­сти порядок на рынке, установить стабильные це­ны, устранить противоречия между русскими про­изводителями и выступить серьезным конкурен­том компаниям "Граммофон" и "Пате". Однако на­дежд синдикат не оправдал и достаточно скоро пре­кратил свое существование. Объединение произво­дило пластинки под марками: "TheRussianGrammophoneC'Ltd" и "Мелодия".

Отличительной чертой российской граммофон­ной индустрии начала века было наличие легально действующих предприятий, производящих под­делки. Первое из них появилось в Москве уже в 1902 году и называлось "Неографон", однако, свое­го наивысшего расцвета пиратский бизнес достиг в Санкт-Петербурге, где действовали такие "фир­мы", как "Мелодифон", "Орфеон" и "Тонофон".

Для полной характеристики граммофонного рын­ка России начала века следует назвать и многочислен­ных зарубежных поставщиков, записывавших на пла­стинки российских исполнителей. Это компании "Парлофон", "Бека", "Одеон", "Лирофон" и др.

Наиболее интересными с исторической точки зрения следует считать граммофонные (патефон­ные) пластинки со скоростью вращения 78 оборо­тов в минуту, а также с иным, близким к тому чис­лу оборотов. Так, фирма "Пате" выпускала диски со скоростью вращения 90-100 оборотов в минуту, фирма Ребикова - со скоростью 82 оборота в мину­ту. Перечислять фирмы не имеет смысла, так как в дореволюционной России было много мелких фирм, часто разорявшихся, получавших другие названия при переходе к новым владельцам.

Такие недолгоиграющие диски выпускались чаще следующих трех диаметров: 12 дюймов, или 305 мм; 10 дюймов, или 250 мм; 7 дюймов, или 177 мм. Они назывались соответственно "Монарх" или "гигант", "Концерт" или "гранд" и "миньон".

Диски с другими диаметрами были редкостью. Музей располагает двумя дисками диаметром 20 дюймов и одним - диаметром менее 7 дюймов, так называемый "гном". Однако встречаются диски диаметром 9, 11, 14 и 16 дюймов, как правило, не российского происхождения.

Реквизиты дисков, выпущенных до освоения технологии наклеивания бумаги на горячую массу (1898-1900 годы), гравировались прямо на теле пластинки.

Среди дисков послереволюционного периода обращают на себя внимание диски с этикетками лилового цвета, которые использовали для малоти­ражных серий. Диски с наклейками, написанными от руки (заводские экземпляры), возможно, вооб­ще не пошли в серию. Абсолютной редкостью явля­ются фонографические валики любых размеров. Их изготовляли из любых материалов - воска, фольги или графита.

Среди так называемых долгоиграющих пласти­нок наиболее интересными вообще являются час­тные, или приватные пластинки. Это диски, зака­зываемые фирме с личной фонограммы, то есть за­писанной с концерта посетителем на карманный магнитофон, и издаваемые только для личного пользования. На этикетке, как правило, указыва­ется название фирмы, все иные реквизиты могут быть предельно сокращены. На записях подобного рода специализировалась фирма "Четра". Ее запи­си могут иметь историческое значение, несмотря на внесение дефектов, могущих доказать юристам происхождение изначальной фонограммы - част­ное или любительское. 


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 


Тайные знания



Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.