Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Ковры и ковровые изделия

Ковры и ковровые изделия ручной работы 

Ковры Средней Азии и Кавказа - великолепный памятник народного искусства и богатейший источник для изучения материальной культуры. Даже при беглом знакомстве с ковровыми изделиями народов Средней Азии и Кавказа ясно, что это - искусство, имеющее многовековую историю.

Художественные традиции народного коврового промысла необычайно высоки. Ведь у отдельных скотоводческих народов Средней Азии ковроделие было почти единственным средством удовлетворения эстетических потребностей. Художественные типы среднеазиатских и кавказских ковров - результат труда и творческих поисков многих поколений.

Высокие качества ковровых изделий обусловлены совершенством тонких технических и художественных приемов. Сочетание виртуозной техники и проверенной вековым народным опытом технологии с высокими художественными формами является отличительной чертой ковроделия.

Высокая степень развития ковроделия среди скотоводческих народов определяется большой ролью ковровых изделий в быту. Они заменяли мебель, все виды тары, использовались при скреплении деревянных частей юрты, опоясывании решетчатого остова для его укрепления и украшения. От лучей палящего солнца, холода и всюду проникающей пыли вход в юрту завешивали снаружи ковровой занавесью, а порог загораживали маленьким узким ковриком. Земляной пол юрты устилали мягкими и теплыми кошмами, паласами и коврами. Утварь, весь домашний скарб хранили в специально приготовленных ковровых вещевых мешках, развешиваемых по решетчатым переплетам юрты или уложенных рядами на сундуках. Употребляли ковровые ткани для переметных сумок, чепраков, наседельников, попон.

У всех скотоводческих народов Средней Азии ковровые изделия составляют неотъемлемую часть девичьего приданого. По обычаю невеста должна была принести в приданое полное оборудование юрты. В селениях туркмен, узбеков-скотоводов, казахов, киргизов и сейчас еще можно услышать от ковровщиц старшего поколения рассказы о том, как каждая заботливая мать  старалась приготовить в приданое дочери не менее трех ковров, четырех вещевых мешков, двух торб, паласного или коврового мешочка для ложек, двух паласов и нескольких кошм. В приданом богатой невесты число этих вещей увеличивалось; бедные семьи вместо дорогих ковровых изделий готовили в приданое вещи попроще и подешевле, но все же все стремились дать положенное.

Исстари распространены ковровые изделия и в быту оседлых земледельческих народов Средней Азии. Их большая популярность обусловливалась тем, что деревянная мебель употреблялась мало: встречались лишь небольшие шкафчики для хранения продуктов и сундуки для одежды, да кое-где большие квадратные деревянные кровати. В этих условиях циновки, войлочные и ковровые ткани были совершенно необходимы.

Городские жители и население земледельческих районов, живущие в стационарных жилищах, коврами застилали полы и использовали ковровые ткани для прочих целей.

Мелкие ковровые изделия частично выполнялись жительницами земледельческих селений и горожанками в домашних условиях, но чаще всего земледельческие хозяйства приобретали их на местных рынках у скотоводческого населения.

Наибольшее народнохозяйственное значение имело ковроделие туркмен, которое издавна представляло собой распространенный вид кустарного  промысла, в отдельных районах имеющего уже  товарное значение. У других народов Средней Азии ковроделие было промыслом чисто потребительским. Лишь в конце XIX века в единичных узбекских и киргизских селениях возникло товарное производство ковров.

Возникновение мотивов коврового орнамента весьма сложно. Наряду с новыми, иногда заимствованными узорами, в коврах живут и очень древние. Если вспомнить, что все ковровое ткачество, за очень небольшим исключением, всегда находилось в руках женщин - наиболее консервативной части старого общества - и было теснейшим образом связано с узко домашним бытом, то наличие в ковровом орнаменте черт большой архаичности станет понятным.

Занимаясь изучением ковровых изделий туркмен, Н. Бурдуков справедливо обращал внимание исследователей на большое историческое значение коврового орнамента. "В этом производстве, со времен его зачатка почти без изменения дожившем в отношении техники до наших дней, как в священном сосуде, скопились драгоценные капли художественного творчества народов всех эпох и цивилизаций, сменявшихся на широкой арене Востока. Из приходивших друг другу на смену народов каждый приносил свою дань в художественность коврового производства. Победитель не гасил духа побежденного. Песнь и художественность в ковровом производстве - те формы, в которые укладывались во время седой старины отражения эстетики народа и их внутренний мир.

...В орнаментах ковров, в сочетаниях красок, перешагнувших к нам из-за порога веков и тысячелетий, раздается различными отголосками эхо художественного творчества былого, твердо устоявшего против натиска всеуничтожающего неумолимого времени".

Ковры Армении

Армянские ковры изготовляются из шерстяной пряжи аппаратного прядения, которая употребляется для ворса и утка. Для основы главным образом применяется хлопчатобумажная крученая пряжа. Ворсовая пряжа окрашивается растительными и прочными синтетическими красителями.

Основными ковроткацкими районами Армении являются: Ереванский, Ленинаканский, Степанованский, Иджеванский, Севанский, Баязетский и Зангезурский. Многие ковры носят название по имени мест их выработки.

Узоры ковров отражают растительный и животный мир этих районов. Центральное поле армянских ковров орнаментируется в большинстве случаев крупными и мелкими медальонами или же сильно геометризованными условными изображениями фигур животных, птиц, деревьев, цветов и другими элементами, заполняющими все поле ковра.

I группа — ковры типа "Ереван" и "Иджеван"

Эти ковры созданы на основе изучения орнаментов армянских миниатюр; их художественные достоинства пользуются широкой известностью. Основным мотивом типичного армянского ковра является цветок лотоса, данный в продольном разрезе и с развернутыми лепестками. Более крупные цветочные формы расположены по средней вертикальной оси ковра, а более мелкие - по бокам. От этих цветочных форм в диагональных направлениях отходят зубчатые листообразные фигуры, разделяющие поле ковра на отдельные ячейки, в которых помещены геометризованные изображения домашних животных и диких зверей.

Ворсовый ковер типа "Ереван"

Листообразные фигуры и фигуры животных заполнены рисунком стеблей и мелкими бутонами, листьями и цветочными розетками.

Фон центрального поля - мареново-красный, красный (цвет граната), розовый, зеленый, светло-голубой, синий и белый.

Бордюр, окаймляющий центральное поле, в большинстве случаев состоит из ведущей широкой каймы и двух сопровождающих кайм, отделенных от ведущей каймы узкими узорчатыми полосками. Орнамент ведущей каймы состоит из цветов в продольном разрезе, листьев и бутонов, как бы нанизанных на один общий, идущий кругом всей каймы стебель.

Сопровождающие каймы заполнены непрерывным гребенчатым орнаментом, разнообразными мелкими цветочными розетками, треугольными и квадратными фигурами и имеют более темную расцветку.

Фон ведущей каймы - кремовый или красный, в зависимости от цветового тона центрального поля ковра.

Гамма цветов - та же, что в центральном поле.

Центральное поле ковра типа "Иджеван" заполнено удлиненным медальоном шестиугольной формы со ступенчатыми краями. На синем фоне медальона расположен растительный орнамент из крупных цветов лотоса, изогнутых зубчатых листьев и мелких цветочных форм. Медальон окружен широким бордюром ярко-красного цвета с темно-красным рисунком по нему.

Гамма цветов центрального поля - синий, ярко-красный, бордо, темно-красный, розовый, золотисто-желтый, зеленый, белый. Бордюр ковра типа "Иджеван" состоит из ведущей широкой каймы  и двух  более узких сопровождающих кайм, разделенных узорчатыми полосками.

Орнамент ведущей каймы на синем фоне подобен орнаменту центрального медальона и составлен из таких же цветов лотоса и изогнутых зубчатых листьев.

Сопровождающие каймы на светлом фоне имеют рисунок из четырехлепестковых цветовых розеток, соединенных стеблями и данных в волнообразном движении. Цветовая гамма бордюра – та же, что и центрального поля. Примерное соотношение ширины бордюра данной группы ковров к ширине ковра 1:3, 1:4.

Ширина паласной части в каждом конце ковра 3-4 сантиметра. Длина бахромы 6-10 сантиметров. Плотность ковров этой группы 160-250 узлов на 1 квадратном дециметре, высота ворса 4-6 миллиметров. Размеры ковров 2-10 квадратных метров.

II группа — ковры типа “Куба” и “Ширван”

Центральное поле этих ковров орнаментировано геометризованными фигурами, основу которых составляют образцы животного и растительного мира. В других случаях оно орнаментировано квадратными или уступчатыми медальонами. В медальон нередко вписывается ромб с крючкообразным орнаментом, а в ромб - звезда-розетка. Все поле заполнено мелкими ромбовидными фигурами, составленными из Т-образных форм, и цветочными розетками.

Фон центрального поля ковров типа "Куба" и "Ширван" в основном бывает мареново-красный, темно-синий и голубой.

Бордюр ковра, окаймляющий центральное поле, состоит из широкой ведущей каймы и более узких сопровождающих кайм.

 

Ворсовый ковер типа "Куба"

  Ворсовый ковер типа "Ширван"

Орнамент бордюра состоит большей частью из геометризованных розеток и линейных форм. Цветовая гамма ковра - мареново-красный, розовый, золотисто-желтый, зеленый, голубой, синий, белый и черный. Примерное соотношение ширины бордюра к ширине ковра 1:3, 1:4. Ширина паласной части в каждом конце ковра 3-4 сантиметра. Длина бахромы 6-10 сантиметров. Высота ворса 4-6 миллиметра. Плотность ковров этой группы 160-250 узлов на 1 квадратном дециметре. Размеры ковров 2-2,5 квадратных метра.

III группа — ковры типа "Гянджа" и "Казах"

Ковры типа "Гянджа" и "Казах" отличаются своеобразием композиционного построения. Центральное поле этих ковров орнаментировано двумя-тремя крупными медальонами. Часто медальоны имеют двойной контур, обведенный крючкообразным орнаментом. Фон центрального поля заполнен вытянутыми шестиугольниками, звездообразными, круглыми и многоугольными розетками, геометризованными растительным орнаментом.

Ворсовый ковер типа "Гянджа"

Ворсовый ковер типа "Казах"

Фон центрального поля в основном - темно-красный, синий, золотисто-желтый, белый. Бордюр ковра, обрамляющий центральное поле, состоит из ведущей широкой каймы и сопровождающих ее узких кайм.

Орнамент ведущей каймы составлен из так называемых "бараньих рогов", геометризованных розеток и других форм.

Гамма цветов - белый, красный, синий, голубой, зеленый, желтый, кремовый и их оттенки.

Примерное соотношение ширины бордюра к ширине ковра составляет 1:4, 1:6.

Ширина паласной части в каждом конце ковра 3-4 сантиметра, плотность ковров типа "Гянджа" и "Казах" 90-140 узлов на 1 квадратном дециметре, высота ворса 6-8 миллиметров. Длина 6-10 сантиметров. Размеры ковров 3,5-4 квадратных метра.

IV группа — ковры типа "Карабах"

Центральное поле ковров типа "Карабах" заполнено обычно орнаментом, состоящим из многолепестковых цветочных розеток, связанных между собой стеблями. Часто в нем изображают диких, зверей и домашних животных. Фон центрального поля бывает темно-красным или темно-синим.

Ворсовый ковер типа "Карабах"

Бордюр ковра, обрамляющий центральное поле, состоит из одной широкой и нескольких сопровождающих узких кайм. Орнамент кайм - цветочный.

Гамма ковра состоит из белого, красного, синего, розового, голубого, золотисто-желтого, кремового цветов и их оттенков.

Примерное соотношение ширины бордюра к ширине ковра составляет 1:4, 1:5.

Размеры ковров 2-10 квадратных метров. Ковры этой группы имеют продолговатую форму, плотность их 110-160 узлов на 1 квадратном дециметре, высота ворса 6-8 миллиметров.

Ширина паласной части в каждом конце ковра 2-4 сантиметра. Длина бахромы 6-10 сантиметров.

Помещенные в каталоге ковровые рисунки далеко не исчерпывают разнообразия и богатства ковровых изделий, производимых в Армении.

Основные размеры ковров и плотность их по каждому виду ковра указаны на рисунках.

Ковры Туркмении

Ковроделие в Туркмении за многовековую историю своего существования достигло высокого совершенства ткачества и художественного выразительности узора.

В мотивах туркменского коврового орнамента в предельно обобщенной форме переданы образы реальной действительности окружающей природы, жизни и быта туркменского народа.

Основными центральными элементами композиции коврового узора являются "гели", которые могут быть подразделены на три вида: салорский, иомудский, эрсаринский.

Первый вид орнамента - "салор-гель" является самым художественно-законченным, разработанным в деталях, наиболее древним элементом узора. Он представляет собой восьмиугольник, имеющий зубчатые контуры с изображениями в середине орнамента фигур животных. Такие восьмиугольники расположены по всему полю ковра правильными продольными и поперечными рядами.

Ковры с этим орнаментом вырабатывают в Ашхабадской и Марыйской областях.

Второй вид орнамента, отличающийся своеобразием общей композиции узора и деталей, изображает животных, насекомых, птиц, предметы быта и орудия производства. Ковры с этими видами орнамента вырабатывают в Гасан-Кулийском, Красноводском районах и в Ташаузской области.

Третий вид орнамента по композиции рисунка и по цвету представляет собой более упрощенный тип "салор-геля". Ковры с этими орнаментами вырабатывают в Чарджоуской области, в районе Керки.

Основным материалом для производства ковров служит шерсть, получаемая от местных пород овец. В мелких изделиях: чувалах, торбах, изготовляемых в кишлаках Пендинского оазиса, кроме шерсти в отдельных деталях центрального орнамента нередко употребляют шелк и хлопок.

Для изготовления ковров применяют шерсть весенней стрижки: грубую - для основы и мягкую - для утка и ворса.

Крашение ковровой пряжи производят прочными естественными и синтетическими красителями, играющими важную роль в долговечности и ценности изделий.

Преобладающий цвет в туркменском ковре - красный, от светлых киноварных тонов до темно-вишневого. Красный цвет занимает обычно 70-75 % всей площади ковра.

I группа — ковры типа "Текин", "Ахал-текин" и "Пенди"

Ковры первой группы составляют 70-80 % всех ковров, вырабатываемых в Туркмении. В основе орнамента здесь лежит знаменитая "салорская роза" ("салор-гёль"), являющаяся шедевром коврового орнаментального искусства.

Ворсовый ковер типа "Текин"

Ворсовый ковер типа "Ахал-Текин"

Ворсовый ковер типа "Пенди"

Центральное поле ковра окаймляется богато разработанным бордюром из нескольких полос, занимающих одну треть ковровой площади. Боковые края обрамлены дополнительными бортовыми каймами, а верхний и нижний концы ковра имеют поля, украшенные паркетно-расположенным орнаментом. Заканчивается ковер в верхнем и нижнем концах "топраком" - одноцветной, безворсовой отделкой, выполненной паласной техникой.

К коврам этой группы относятся изделия высокой плотности - 220-400 тысяч узлов на 1 квадратном дециметре. В отдельных коврах, в особенности в мелких (чувалах и торбах), плотность бывает и выше. По технике выработки, по плотности ткани и высоким декоративно-художественным достоинствам ковры эти заслуженно считаются лучшими образцами ковровых изделий. "Текины" и "Пенди" под неточным названием "бухара" (по имени города, через который они выходили на рынок) получили всемирную славу и известность.

II группа — ковры типа “Иомуд” и “Чаудор”

Средняя плотность этих ковров 142,8-216 узлов на 1 квадратном дециметре. К этой группе относятся также ковры типов "Огурджалы", "Гоклен", "Гасанкули", "Игдыр", "Базучи" и их разновидность "энси".

Ворсовый ковер типа "Йомуд"

По своеобразию орнамента ковры этой группы стоят совершенно обособленно от остальных ковров Туркмении. Рисунок центрального поля чаще всего образуется из якореобразной фигуры "акмак", архитектурного фрагмента "кавса-гёль" и узора "дарнак-гёль" (когти птицы) и, кроме того, из обобщенных изображений рыбы, растений и других орнаментальных деталей. В орнаменте бордюра превалируют обобщенные изображения виноградной лозы, челнока, бабочки, кокона и т. п.

Цветовая гамма ковров "Иомуд" состоит из темно-красного и белого с синим орнаментального узора. Ковры этой группы имеют несколько удлиненную четырехугольную форму. Благодаря высоким декоративным качествам, их в основном используют для украшения стен.

 

Ворсовый ковер типа "Энси Йомуд"

Композиция рисунка ковра построена снизу вверх. Рисунок центрального поля ковра носит ступенчатый характер.

Среди настенных ковров, благодаря своим исключительным художественным качествам, разновидности ковров "Иомуд" - "энси" считаются лучшими видами ковровых изделий.

III группа — ковры типа "Керки", "Кизыл-аяк" и "Беширы"

Особенностями третьей группы ковров являются большие размеры, сравнительно невысокая плотность, с количеством узлов от 78-156 на 1 квадратном дециметре. Кроме указанных в этой группе ковров имеются их разновидности.

Все эти ковры примерно одинакового художественного качества, за исключением ковров типа "Бешир", которые более многоцветны и имеют более свободный разнообразный рисунок орнамента.

Ворсовый ковер типа "Бешир"

В то время как во всех коврах этой группы гамма цветов ограничена и состоит в основном из темных оттенков красного и коричневого цветов,  пересекаемых черными линиями, ковры "Бешир" отличаются большим разнообразием расцветок и оттенков красного, синего, зеленого, желтого и белого цветов.

Ворсовый ковер типа "Керки"

Ворсовый ковер типа "Кизыл-аяк"

В композиционном решении ковров типа "Керки" и "Кизыл-аяк", известных под общим названием амударьинских, лежат варианты классического народного орнамента, встречающегося в туркменских коврах I группы. Только "гель" аму-дарьинских ковров в отличие от "теке-гёль" и "салор-гёль" крупнее по масштабу, разработан более грубо и в притушенных тонах.

Ковры Азербайджана

Ковры типа "Баку" изготовляют из шерсти, хлопка и верблюжьего волоса. Их плотность 2 500 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. Размеры: 1,50х1,80; 2x4 метра.

Ворсовый ковер типа "Баку"

Расцветка: тусклые, смешанные, как бы выгоревшие на солнце тона - светло-зеленый, широкий диапазон синего, светло-желтый, по фону - темно-синий и черный. В центре узора крупный звездообразный медальон одновременно с секторами по углам, бордюр состоит из трех полос; мотивы геометрические, стилизующие в том числе фигуры людей и животных.

Ворсовый ковер типа "Казах"

Ковры типа "Казах" имеют основу из шерсти или хлопка, уток и ворс из шерсти. Иногда в основе используют козий волос, а ворс делают из верблюжьего волоса. Плотность ковров 800-1800 и 1200-2000 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. Размеры: 0,90х1,30; 1,60х2,20; 0,70х1,00 метр, самая большая длина ковра 3,5 метра.  Фоновые цвета: главный - красный, коричневый, реже - слоновой кости, в узоре - желтый, зеленый, иногда розовый и коричневый. В окраске бордюра - слоновой кости, кремовый. Узор - строго геометрический, в центре внутреннего поля - медальон (восьмиугольник, звезда, равноконечный крест), заполненный стилизованными растениями или животными. Бордюр состоит из пяти полос с мотивами рюмки, краба, грабель, S-образных линий и звезд. Встречается мотив в виде облачной ленты.

Ворсовый ковер типа "Карабах"

Ковры типа "Карабах" имеют основы из хлопка, уток и ворс из шерсти с коротким волосом (грубая). Плотность ковров 800-1500 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. Расцветка: типичен кошенильно-красный цвет, реже - синий. Орнаментика находится под сильным влиянием персидской: мотивы строго геометрические, плавно округленные. На среднем поле имеется два-три медальона одновременно со стилизованными цветками и животными.

Ворсовый ковер типа "Куба"

Ковры типа "Куба" имеют основу из хлопка или шерсти, уток и ворс из шерсти. Плотность ковров 1000-1500 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. По качеству причисляются к лучшим кавказским коврам. Размеры: небольшие дорожки или ковры до 3 метров длиной. Фоновые цвета: темно-красный или темно-синий, иногда бежевый. Узор геометрический, бордюр из двух-трех полос с S-образными мотивами.

Ворсовый ковер типа "Ширван"

Ковры типа старый "Ширван" имеют основу из хлопка, шерсти, уток и ворс из шерсти. Плотность ковров 800-20000 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. Размеры: 0,80х1,25; 1,20х1,80 метра. Расцветка: крайне гармоничная, фон образуют синий, слоновой кости или красный тона, в узоре - желтый, розовый, светло-синий, в окраске бордюра - слоновой кости. Мотивы: геометрические - ромбы, восьмиугольники, S-образные линии, кайма из трех полос с мотивами рюмки, скорпиона, звезд, иногда бараньего рога.

Ковры типа новый "Ширван" имеют основу, ворс и уток из грубой шерсти. Плотность ковров 900-2000 на 1 квадратном дециметре. Размеры: 0,70х0,90; 1,10х1,70 метра, самая большая длина ковра 3,50 метра.

Расцветка: красочная гамма в целом не гармонична, тона буроватые, вишнево-фиолетовые, серо-голубые, желтоватые и грязно-белые. Поле часто разбито посредством трех поставленных криво квадратов с мелкими геометрическими фигурами. Бордюр широкий, часто с мотивами рюмки.

Ковры Дагестана

Ковры типа "Дербент" имеют основу из хлопка, уток и ворс из шерсти. Плотность ковров 850-1200 узлов (гиордес) на 1 квадратном дециметре. Размеры: 1,40х2,50; 1,70х3,50 метра. Фоновые цвета: темно-синий, реже - красный; в мотивах желтый, зеленый и белый цвета, фон бордюра - белый. На среднем поле, как правило, один - три медальона. На главной полосе бордюра изображены звезды, наконечники стрел - треугольники, квадраты.

Ворсовый ковер типа "Дербент"

Ворсовый ковер типа "Табасаран"


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.