Ростовская финифть
Ростовская финифть издавна украшала церковную утварь, предметы быта и ювелирные
изделия. Яркие светоносные краски на белой эмалевой пластине оживляли картины
библейской и русской истории, передавали многообразие реальной жизни и красоту
родной природы.Ростовская финифть в иллюстрациях
В древности мастера Ростовского архиерейского дома и монастырей создавали по
заказу церквей финифтяные пластины с росписью для украшения икон, потиров,
дарохранительниц и др. Позднее этим дорогостоящим ремеслом стали заниматься и
посадские люди, которые были менее зависимы от церкви и, следуя интересам
заказчиков и собственным вкусам, расширяли жанровые рамки миниатюры на эмали.
За два века существования ростовская финифть не раз переживала периоды расцвета
и упадка. Но никогда не отступала от своей главной темы, воспевающей красоту
родного края, духовное богатство и величие человека. Промысел ростовской
финифти донес до нашего времени и развил лучшие традиции русской живописной
миниатюры на эмали. Он никогда не существовал изолированно. Совершенствуя
местную иконописную традицию, мастера промысла впитывали все лучшее, что
создавали другие живописные школы России.
Первые русские упоминания об эмали относятся к правлению суздальского князя
Андрея Боголюбского. В Ипатьевской летописи (1174-1175) говорится, что церковь
Рождества Богородицы, построенная по Великому Указу князя, была украшена
«златом, финиптом и всякою добродетелью».
В XIвеке в Киевской Руси известна была техника перегородчатой эмали.
Перегородчатая финифть прекрасно сочеталась с драгоценными камнями на изделиях
русских мастеров. Но поистине безграничные художественные возможности обрела
финифть в XVIIвеке, когда французский мастер Жан Тутем открыл секрет эмалевых
красок.
Для создания живописной миниатюры на эмали ювелиры тщательно выбивали выпуклую
золотую, серебряную или медную пластинку, а затем послойно покрывали ее стеклом
и заглушённой эмалью. После нескольких покрытий и обжигов пластина приобретала
ровную глянцевую поверхность, на которую наносились рисунок и краски, имеющие
разную температуру плавления. Добиваясь звучности цвета и разнообразия
оттенков, мастера могли по пять-шесть раз обжигать эмалевую пластинку.
Русские ремесленники уже в XVIIвеке освоили сложную технику росписи на эмали.
Мастера Оружейной палаты и северного города Сольвычегодска создавали
разнообразные изделия (чаши, флаконы, шкатулки) с декоративной росписью. Основу
узора составляли крупные орнаментальные мотивы с извивающимися побегами и
гирляндами из пышных цветов - тюльпанов, васильков, подсолнухов. С фантазией и
изобретательностью, присущими народным художникам, объединяли мастера в одну
декоративную композицию растительные формы орнамента, сказочно фантастические
мотивы и образы окружающей природы.
Подобная роспись получила название «усольской».
Из века в век в эмали, как в зеркале, отражались своеобразия эпохи, изменение
общего стиля изобразительного искусства, желания и вкусы заказчика.
В XVIIIвеке в русском эмальерном искусстве развились параллельно два
направления: декоративная роспись и станковая миниатюра.
Московские финифтяники продолжали традиции русского искусства, петербургские
мастера воспринимали достижения европейских эмальеров. Более того, иностранные
ювелиры, приезжающие в Россию, оказывали сильное влияние на развитие стиля
петербурской школы. Во второй половине XVIIIвека на смену яркому мажорному
искусству барокко приходит строгий в своих формах классицизм.
В 1779 году в Петербургской Академии художеств был создан класс миниатюрной
живописи.
Своеобразной отраслью русского эмальерного производства были орденские знаки.
Они выполнялись в основном в Петербурге и Москве.
Финифтяной промысел в древнем городе Ростове возник не на пустом месте. В
прошлом славились на Руси местные иконописцы и серебряники.
В 1760 году при архирейском доме была создана финифтяная мастерская, которая
просуществовала до конца 1780 годов.
Одним из известнейших мастеров города был А. И. Всесвятский (1762-1831).
Изначально ростовская финифть восприняла яркий, полный символики язык барокко и
выработала на его основе собственную живописную традицию.
Значительную роль в эволюции стиля сыграли мастера Спасо-Яковлевского монастыря,
который с 1757 года стал местом поклонения мощам нового российского святого
митрополита Дмитрия Ростовского. Эти мастера создавали для монастыря финифтяные
пластины для украшения митр, евангелий, напрестольных и наперсных крестов,
потиров.
До наших дней дошло имя мастера этой школы - А.Г. Мощанский (1745-1824).
Мастера этой школы до середины XIXвека сумели сохранить в своем творчестве
высокое духовное начало и страстный язык украинского и русского барокко.
Но уже в первой половине XIXвека начинается процесс обновления художественного
языка ростовской финифти, так как менялся вкус заказчиков, внедрялись принципы
классицизма.
Художники Н. А. Сальников, Р. Ф. Виноградов, Я. И. Шапошников, Я. И. Рыкунин,
И. М. Завьялов внесли свой вклад в развитие ростовской финифти в XIXвеке. Во
второй половине XIXвека расширился диапазон жанровой ростовской финифти. Вслед
за изданием гравюр с видами города, монастырей появились миниатюры на эмали с
видами города.
Выделился в самостоятельный жанр финифтяной портрет. До 80-х годов XIXвека
промысел сохранял самобытность и единство. Однако развитие промышленного
прогресса отразилось, к сожалению, на художественном уровне ростовской эмали.
После 1917 года ростовская финифть испытала, как и все советское искусство,
пагубное влияние станковизма и языка агитационного плаката.
Творческий потенциал промысла велик; среди молодых художников-исполнителей
немало талантливых миниатюристов, создающих собственные оригинальные
композиции.
Словарь специальных терминов
Бармы - широкий воротник или оплечье, украшенное золотом, жемчугом и
драгоценными камнями, иногда с изображениями на религиозные темы, выполненными
эмалью на золотых пластинах.
Деггерротип - фотографическое позитивное изображение на металлической
посеребренной пластине, обработанной парами йода.
Деисус - (в переводе с греческого - моление) - в православной иконографии
композиция, как правило, составленная из ряда изображений святых, предстоящих
Христу в заступническом молении за людей. Деисус включает в себя изображение
Богоматери и Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и
Гавриила, а также других святых, расположенных в определенном порядке вокруг
Христа.
Дробницы - небольшие накладки разной формы, украшающие предметы быта, церковную
утварь, большие иконы с клеймами.
Зернь - мелкие золотые и серебряные шарики напаянные на скань.
Иконография - в христианском искусстве свод правил изображения лиц Священного
Писания.
Потир - церковная чаша для причастия.
Скань - один из технических приемов ювелирного дела, известный с древнейших
времен. Сканые изделия состоят из ажурных узоров, выполненных из тонкой
проволоки (золотой, серебряной, медной), гладкой или свитой в веревочки.
Чарка - небольшой сосуд для питья крепких напитков.
Чеканка - техника художественной обработки металла, которая заключается в
набивании рельефа с помощью молотка и специальных долот.
Финифть - (от греческого слова «смешиваю», «сплавляю»; в некоторых источниках
переводится как «блестящий камень») - термин, применявшийся в Древней Греции,
Византии и России ко всем видам эмалей.
Эмаль - синоним слова «финифть» от латинского Smaltum, т. е. плавленый - термин,
обозначавший разные виды эмалей в странах Западной Европы. В России получил
распространение в XIX веке преимущественно в применении к живописной миниатюре
на эмали и постепенно вытеснил более древний синоним «финифть».
Каждое последующее поколение художников, воспринимая местную живописную
традицию, вносит в ростовскую финифть новое мироощущение, собственное понимание
прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти
сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека. |