Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Коллекционный фарфор

Коллекционный фарфор

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например, белизной не только на поверхности, но и в изломе. Ему характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Фарфор представляет собой обожженную смесь различных сортов глины, покрытую просвечивающейся глазурью. Дважды обожженная фарфоровая масса, не покрытая глазурью, называется бисквитным фарфором. Из него на некоторых фарфоровых заводах изготовляли мелкую пластику, медальоны, реже посуду.

Предметы из «Кабинетского» сервиза, 1795-1801 гг., Фарфор, роспись над г лазурная, золочение

Предметы из «Юсуповского» сервиза, 1799 г. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка

Предметы из «Арабескового» сервиза, 1784 г.Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Тарелка «Зимняя прогулка», Художник Ж. Свебах, 1816 г. Фарфор, роспись надглазурная

Ваза с египетской фигурой1820-е годы. Фарфор глазурованный, бисквит, мрамор, роспись надглазурная, ропись по бисквиту. Выc. 47,7 см

«Гербовый» (кобальтовый) сервиз 1861 г.Фарфор, роспись надглазурная и подглазурная

 Романовский сервиз. Художник, график Ливан Боссэ 1862 г. Фарфор, роспись надглазурная  Скульптура «Вакханка» Скульптор Август Шпис 1903 г.Фарфор, бисквит Выс. 44,3 см  Белые шахматные фигуры, из набора «Красные и белые». Скульптор Наталия Данько, 1922-1923 гг.Фарфор, роспись надглазурная  Шахматы «Руслан и Людмила». Скульптор, художник Эльвира Еропкина 1978-1981 гг. Фарфор, роспись надглазурная

Виды фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.
Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, водонепроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.
Мягкий фарфор (художественный или фриттовый) состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины.
Костяной фарфор был открыт в Англии. Там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку.

Украшения на фарфоре

Различают два принципиально отличных вида декора: рельефный и роспись. Рельефный декор выполняется гравированием, перфорацией и налепливанием или наклеиванием пластического материала. При этом изделие либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве ручек и т. д.) формуются отдельно и потом наклеиваются. Роспись исполняется либо под глазурью (часто на китайском фарфоре), либо над ней. В первом случае способные вынести большой жар окислы металлов (кобальт, гематит) наносят непосредственно на черепок и затем обжигают вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника — это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена.

Мейсен. Период Херольда и Кедлера (1720— около 1745)

Херольд ввел в Мейсене муфельные краски, которые имели низкую температуру плавления и богатую палитру. В 1722 году появились красная, фиолетовая, коричневая, желтовато-зеленая и серо-зеленая, желтая и голубая краски, в 1725 году - позолота через огонь. До 1735 года посуда формовалась по дальневосточным образцам, потому и роспись фарфора выполнялась в виде так называемых «индийских цветов» - термин, под которым понимаются также бамбуковые деревья, хризантемы и пионы, сосны, фантастические птицы и драконы. В дальневосточном стиле работали многие живописцы, в том числе и выдающийся А. Ф. Левенфинк (Мейсен, около 1730 года).

Чайник из фарфора работы Бётчера, роспись Йогана Грегора Геролдта, китайский мотив, Мейсен, 1724 г.

Ваза малинового цвета, в медальонах - китайский мотив. Мейсен. Примерно 1725-1730 гг.

Тарелка с гербом короля Саксонии и Польши. Мейсен. Примерно 1730 г.

Огюст ле Фор, король Польши и курфюрст Саксонии Модель скульптора Кендлера Примерно 1732 г.

Блюдо с изображением сценки в стиле Ватто. Мэйсен. Примерно 1745 г.

«Гербовый» (кобальтовый) сервиз 1861 г.Фарфор, роспись надглазурная и подглазурная

 Канделябр, поддерживаемый тремя головами слонов. Модель скульптора Кендлера. Июнь 1735 г. Обрамление из латуни, примерно 1737 г.Выc. 55 см  Нескромный арлекин Модель скульптора Кендлера 1740 г.  Блюдо из сервиза Лихтенштейна. Сделано с изображением животных во время охоты на них. Вена, королевская мануфактура, возглавляемая дю Пакье. 1735-1740 гг. Диам. 34 см  Супница. Модель сделана скульптором Кендлером. Вначале предназначалась для королевы. 1738 г.

Период рококо (около 1745 — 1774)

В росписи фарфора между 1740 и 1750годами происходит смена мотивов. Отделка по преимуществу ограничивается реалистическим изображением так называемых «немецких цветов» и дополняющих их веток, фруктов, птиц и насекомых. Затем живописная манера стала более естественной и раскованной. Во второй половине XVIII века в Мейсене создаются мелкие фарфоровые произведения, росписи которых уделялось большое внимание.

Скульптурная группа «Весна». Модель скульптора Иоганна-Фридриха Люка. Мануфактура в Хёхсте. Апрель - июнь 1758 г.

Настенный светильник из фаянса. Мануфактура в Хёхсте. Относится к периоду творчества Адама-Фридриха фон Лёвенфинка. Примерно 1746-1 747 гг.

Кувшин с блюдом. Роспись, предположительно, Иоганна Зехингера, Мануфактура в Хёхсте. Примерно 1750-1755 гг.

Влюбленная пара, скульптура-подсвечник Модель Симона Файльнера Фюрстенберг. Примерно 1760 г.

Блюдо с изображением сценки в стиле Ватто. Мэйсен. Примерно 1745 г.

Ваза с крышкой. Роспись К. Ж.Алберта, мотив с птицами. Фюрстенберг. Примерно 1765 г.Выc. 37,5 см

 Ваза с крышкой с отверстиями, используемая как курильница для благовоний. Декорирована Риделем. Людвигсбург. Примерно 1765 г. Выc. 57,5 см  Чайник, декорированный жанровыми сценками, обрамление - позолоченное серебро Роспись Иоганне-Хайнриха Айзентрегера Кассель. Примерно 1770 г.  Кофейник с жанровой сценой в медальоне, цвет - светло-коричневый. Росписан предположительно Фридрихом Дёлль по гравюре Вейротера. Фолькштад. Примерно 1765-1770 гг.  Чаша для бритья Роспись Дресселя Лимбах, 1778 г.

Период Марколини (1774-1814)

Начиная с восьмидесятых годов, меняются формы посуды. Под воздействием античного искусства они становятся более простыми и строгими. В декоре тоже происходит перемена. По севрскому образцу примерно с 1782 года стали закрашивать весь корпус чашек, за исключением медальонов, оставлявшихся для росписи, так называемой «королевской синей» краской. Видовая живопись, символические изображения и миниатюры исполнялись разноцветными красками или же одной только серой. Одним из самых известных живописцев этого времени был И. Г. Лениг. Этим кончается эпоха Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Изделия XIX века далеко не соответствуют изделиям того времени, когда в Мейсене состязались Херольд с Кендером - застрельщики живописи на фарфоре и пластике, создавшие уникальные вещи. Из-за недостатка творческой изобретательности и по коммерческим причинам в начале XIX века часто производили новые отливки со старых моделей.

Венсен — Севр

В Венсене фарфоровая мануфактура была основана в 1745 году. И находилась в ведении синдиката, во главе которого стоял Орри де Фюльви. Он сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна. С этого времени мануфактура называлась «Королевская мануфактура французского фарфора». Место умершего Фюльви занял талантливый химик Жан Элло. Мастерские росписи и золочения были отданы в управление Башелье, тому, кто стал подлинным творцом французского фарфора. В производстве преобладала посуда из мягкого фарфора, ее проектировал королевский ювелир Дюплесси. По форме она часто напоминала металлические изделия, что было скорее своеобразно, чем красиво. В декоре большое внимание уделялось краскам фона. Широко использовалась интенсивная подглазурная «королевская синяя», изобретенная Ж. Элло в 1794 году. С 1752 года типичной для Венсена стала бирюзового цвета надглазурная краска. На цветных фонах оставляли незакрашенное пространство для декора из пестрых цветов и птиц, фигур и пейзажей.
В 1756 году мануфактуру перевели из Венсена в Севр, где выделывали тоже мягкий фарфор. Производство настоящего, твердого фарфора началось в 1769 году с открытия в Лиможе залежей каолина. Однако полностью на производство твердого фарфора перешли лишь после реорганизации завода в 1800году. При переводе мануфактуры венсенский персонал целиком перешел на работу в Севр. В 1759 году король принял на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем.
Художественным руководителем предприятия стал Башелье, руководителем отдела фигурной пластики - Этьенн Фальконе, а руководителем прочих модельных мастерских - Дюплесси. Выпускались обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, чайные коробочки и табакерки, чашки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей и швейные баночки, умывальные приборы, чернильницы, корпусы часов, вазы и подсвечники. Декоративные элементы отличались от прежних лишь тем, что у них была богаче красочная шкала. Помимо уже упомянутых фоновых красок появился красивый чисто розовый фон, называемый «розовый помпадур», без сомнения, тоже изобретенный Элло. После смерти Элло (1766) такие вещи больше не выпускали. Эффект этих замечательных красочных фонов усиливался посредством позолоты и разноцветной росписи в незакрашенных полях. Что касается золоченых узоров, то изобретательный дар был здесь неистощим. К числу же самых любимых узоров принадлежали «глаз куропатки» (зеленые или синие точечки на белом фоне одновременно с маленькими золотыми точками), тонко позолоченные сетчатые и «червчатые» узоры или круги из золоченых цветков. Позолота иногда набавлена, иногда снова выглажена агатом, что изменяет ее оттенки. В полях скомпонованы пестро раскрашенные цветы, птицы, группы, пасторальные и галантные сцены, виды гаваней и мифологические или военные сюжеты. Пейзажи иногда исполнены в одном цвете. Мягкий севрский фарфор представляет лишь коллекционерский интерес.

Россия. Петербург

Мануфактура была основана в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше созданию фарфорового производства в Вене и Венеции. Однако в России он проработал только до 1748 года. Управителем после него в 1748-1751 годах был Дмитрий Виноградов, которому удалось получить весьма удовлетворительный фарфор. На его место пришел директор Русского монетного двора И. Шлантер, а позднее - И. Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Влияние французской культуры сказалось и на фарфоровом производстве: формах и благородных декорах роскошной столовой посуды. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако, в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

Гарднер-Вербилки

С царской мануфактурой состязался качеством товара частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он перешел во владение М. С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым.
Из прочих фарфоровых заводов России достойны упоминания Корецкий в Волынской губернии, где управителем был живописец Меро из Севра, и, возникший в 1311году в Горбунове под Москвой, завод Попова.

Гжель

В этой старинной подмосковной волости, известной еще с XIV века, издавна сложились условия для возникновения гончарного ремесла: скудность плодородных земель, обилие лесов и небольших речек, близость Москвы, как рынка сбыта, наличие высококачественных глин. Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью первой русской керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины.
Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумчанов.
Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта; крестьянка, везущая ребенка в санках; дерущиеся муж и жена; жена, стаскивающая с мужа сапоги; франт на дрожках; солдат в треуголке; поп, служащий обедню.
Гжельская пластика покоряет непосредственностью, леностью замысла, искренностью в передаче образа.
В конце XVIII века наметился упадок керамического производства Гжели. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.
В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей полуглазурной росписью растительного или геометрического характера.
В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.
Гжельский фарфор XIX века многоцветен, в его декоре широко применялась надглазурная и подглазурная кистевая роспись, графическая роспись пером, золотом, люстрами.
Характеристика гжельского фарфора XIX века будет неполной, если не коснуться творчества мастеров фарфоровой статуэтки. Решенные в реалистической манере, дополненные яркой многоцветной росписью, фигурки впечатляют точностью характеристик персонажей, злободневностью тематики, наличием сюжетов.
Как правило, искусство фарфоровой статуэтки безымянно, но известность ее удивительна.
В конце XIX века Гжель переживала период упадка. В керамической отрасли страны все большие позиции завоевывают крупные фирмы: Корниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах в Риге. Не выдерживая конкуренции, в Гжели закрываются заводы Гарднера, Попова, Ауэрбаха.
На рубеже XX века в Гжели были ликвидированы почти все заводы.

Кувшин 1850 г

Квасник. Последняя треть XVIII в

Блюдо декоративное «Птица» Последняя треть XVIII в.

Кумган. Вторая четверть XIX в

Ваза. Художник Н. И. Вессарабова. 1946 г.

Супник. Начало 19 в.

 Кувшин с крышкой. Художники Л. Г. Голощекова, Т. С. Дунашова. 1946 г.  Кружка с витой ручкой Художник Л. П. Азарова 1959 г.  Кружка с витой ручкой Художник Л. П.Азарова 1959 г.  Вазочка. Художники Н. И. Бессарабова, Т. С. Дунашова. 1946 г.

Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.