Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Мир драгоценностей - Украшения Востока - Персия

МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК. ПЕРСИЯ

Искусство ислама развивалось в отрицании греко-римской античности. В мусульманском искусстве доминирует декоративное начало. Две основные особенности художественной культуры мусульманских стран это отсутствие изображений живых существ и любовь к абстрактному декору, особенно геометрическому. Как известно, этот запрет был наложен пророком Мухаммедом для того, чтобы предотвратить возрождение идолопоклонства и потому в первую очередь касался мест отправления культа. Но это не ограничивало фантазии художников, обратившихся к мотивам деревьев, листьев и цветов, стилизуя их изображения, названные позже термином "арабески".


Украшения из драгоценных камней и металлов (Персия 2 в до н.э. - 11 в н.э.)

 
 

Но все же искусство стран ислама развивалось не замкнуто и, в некоторой мере, испытало влияние других культур: Древнего Востока, эллинизма и Китая. Это объясняется использованием мусульманскими правителями труда мастеров подвластных им стран.

В основном сфера бытования искусства на мусульманском Востоке ограничивалась дворцами и крупными городами. Правители и их придворные были главными заказчиками, востребованных в столице предметов роскоши.

В иранском искусстве в Средние века было сравнительно мало украшений, что объясняется суровостью религиозных догм. Национальное своеобразие проявлялось в использовании стилизованных изображений животных, например львов, в декоре золотых филигранных подвесок (ХII в.), пары птиц перед "древом жизни" в серьгах (ХI в.), а также в чеканных и гравированных медальонов с птицами на золотых кувшинах (Х в.).

Изделия из серебра свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров, унаследовавших сасанидскую художественную традицию; кувшинчики, блюда с гравированным орнаментом, чеканную вазу с надписями, птицами и цветами иранской работы Х - ХI веков. Изделия часто имеют надписи с указанием имени автора и даты.

Мусульманские ювелиры особенно любили перегородчатую эмаль. Орнамент состоял из медальонов, в которых на фоне растительных побегов изображены фигуры людей и животных.

Литературные памятники хранят описания безвозвратно утраченных замечательных произведений ювелиров и сокровищ халифов VIII в., имевших столько ожерелий, сколько дней в году. Они рассказывают также о серебряном дереве с золотыми ветвями, на которых сидели золотые и серебряные птицы, или золотых птицах с глазами из драгоценных камней и эмалевыми перьями.

При Сельджуках декор ювелирных изделий многократно усложняется. Производится большое количество частично или целиком позолоченных серебряных изделий. С конца Х - Х11 веках в ходу серебряные с чернью блюда и ларчики, украшенные арабесками и розетками с куфическими надписями.

Стихийные раскопки в Гургане (к юго-востоку от Каспийского моря) открыли серебряные и золотые сосуды с филигрань, зернью и инкрустацией драгоценными камнями. Это были клады времен Монгольского нашествия. Эмиграция иранских ювелиров, бежавших от захватчиков, способствовала распространению их традиционных орнаментальных растительных и анималистических мотивов в искусстве других стран.

Две другие особенности мусульманского искусства - ковровые, не терпящие пустот композиции и яркая красочность узоров.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.