РОКОКО
В отличие от Возрождения и барокко, сформировавшихся в Италии, стиль рококо имеет французские истоки. Как предполагают некоторые исследователи, рококо восходит к творчеству художников-декораторов при французском дворе, которые не обучались в Италии. Одним из них был Пьер Ленотр.
Возникшие ещё в искусстве барокко криволинейные формы, здесь становятся более плавными, грациозными и, одновременно, динамичными. К новшествам относится доминирование криволинейных контуров над прямолинейными, диагональных осей над вертикальными. Декор более не подчиняется конструкции. Формы рококо тяготеют к асимметрии. Мотивы морских волн с высокими гребнями становятся любимыми мотивами эпохи. Очевидной чертой рококо становится увлечение экзотикой, особенно искусством Китая, Турции, Персии, Индии.
В европейском ювелирном искусстве ХVIII века ведущее место занимают французские мастера. Криволинейный контур, характерный для рококо, оказался особенно созвучен самой природе ювелирного искусства.
Начало столетия - "галантный век", эпоха театрализации жизни отмечено оживлением в изготовлении ювелирных украшений, избежавших печальной участи ювелирных произведений барокко.
ХVIII век также стал эпохой расцвета брошей, которые не только по-прежнему выполняют утилитарную функцию, но и являются собственно украшением. Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.
Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.
Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.
В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.
Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.
Самым репрезентативным женским украшением во Франции во второй половине века в кругу аристократии было бриллиантовое колье, составлявшее главную часть гарнитура аналогичной работы. Это своеобразный ансамбль, состоявший из различных видов украшений: ожерелье, серьги, брошь, кольцо, браслет, а иногда и диадема.
Издавна было известно, что бриллиант лучше всего проявляет свои декоративные свойства легкой ажурной оправе. ХVIII столетие развило этот принцип. Оправа pave "в ажур", широко применяемая с этих пор, совершенно скрыта от взгляда, предоставляя камню возможность царить во всем своём великолепии. Так создается впечатление, что бриллианты парят в воздухе. Иногда ради живописного пятна в центр отдельного фрагмента вставлялся изумруд или рубин.
В серьгах рококо также проявило свою изощрённую фантазию. Чрезвычайно модными украшениями стали бриллиантовые серьги с длинной подвеской, соответствующие броши, украшавшей декольте. В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.
В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.
Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.
Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Мейсонье. В 1740 году был опубликован альбом его рисунков и моделей, но имя мастера он приобрел уже 1724 году, задолго до выхода книги.
Другой парижский мастер Клод Баллен по заказу русского двора в 1734 - 1727 годах исполнил несколько крупных настольных украшений из серебра. Выдающиеся памятники серебряного дела эпохи рококо оставил живописец и скульптор Тома Жереми. Его сын Франсуа-Тома Жереми превзошел отца. Он работал по заказам как короля, так и более скромной клиентуры. Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз". Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Немало французских ювелиров работало в Голландии.
Немецкая ювелирная школа этого времени отличается перегруженностью стиля. Помимо основного материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.
В России расцвет рококо совпал с правлением дочери Петра I Елизаветы Петровны, "веселой императрицы", питавшей особую любовь к французской художественной культуре. Поэтому русское ювелирное искусство в этот период в целом близко французскому.
Изысканный стиль французского рококо, как видим, объединил искусство многих европейских стран в ХVIII веке. |