Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация


» Мир драгоценностей - Средние века - Возрождение

ВОЗРОЖДЕНИЕ

      Культура Ренессанса сложилась в Италии к началу ХV века. Однако в странах Западной Европы она распространилась лишь спустя столетие. В то время как в большинстве стран Западной Европы все ХVI столетие живы формы готического искусства, в Италии на рубеже ХV - ХVI веков наступает расцвет другого стиля - Возрожения. Новые тенденции выражаются не только в применении античных декоративных мотивов - рог изобилия, парные дельфины, пальметты, но и во множестве изображений, восходящих к греко-римской античности. Это обнаженные человеческие фигуры и мифологические существа - кентавры, тритоны, нереиды, выполненные в технике горельефа и круглой скульптуры.

Драгоценности эпохи Возрождения

 

      Замечательный памятник ювелирной работы этого времени - знаменитая золотая солонка Франциска I, выполненная флорентинцем Бенвенуто Челлини. Крышку солонки венчает скульптурная группа: Нептун с трезубцем, в окружении морских коней, и Церера, возле которой размещена модель храма (перечница). Основание композиции составляет рельефный фриз, обнимающий тулово солонки. Здесь размещены аллегорические фигуры - Утро, День, Вечер, Ночь, навеянные образами Микеланджело из гробницы Медичи во Флоренции. Лежащие фигуры чередуются с символическими изображениями ветров.

      Это единственно бесспорное произведение Челлини, выполненное им в 1540 году в виде восковой модели для кардинала Феррары. По легенде, увидев её, Франциск I воскликнул: "Это божественнее, чем я мог вообразить. Этот художник попросту чудо! Ему бы следовало работать без передышки". Затем последовало приглашение итальянского скульптора ко двору, чтобы он своим талантом оживил французскую школу. В Нельском замке для Челлини была устроена мастерская, где и была завершена работа над солонкой, получившей имя французского короля. Вознаграждение скульптору составило тысячу экю золотом.

      Один из самых распространенных видов ювелирных произведений эпохи ренессанса - ларцы в виде памятников, с барельефами и скульптурами на углах. Другой, не менее популярный декоративный мотив, - крылатый дракон. Обычно он встречается в декоре ручек сосудов. Так украшены вазы и кубки из сокровищницы Медичи.

      Итальянские ювелиры изготовляли из благородных металлов множество изделий для знати и богатых горожан: кувшины, чаши, миски, тарелки. Часто такие предметы украшались эмалями. Особенный интерес представляют драгоценные оправы для высоко ценимых в этот период ваз твердого камня или стекла.

      В эпоху Возрождения ювелирные украшения в больших количествах производятся как из драгоценных, так и из простых материалов, распространяясь во всех слоях общества.

      Исключительно популярны в первой половине ХVI века в Италии шляпные пряжки-аграфы. Образцы этих изделий известны как в простых, так и в драгоценных материалах. Литые бронзовые пряжки представляли эмалевый портрет в круге или овале. Золотые - сцены на античные сюжеты, выполненные чеканкой с эмалью.

      Широкое распространение в этот период получают серебряные пояса, состоящие из отдельных, подвижно соединенных звеньев. Итальянцы любили плоский черневой растительный орнамент. Поистине небывалый подъем в Ренессансе переживают подвески, оставившие в этот момент позади все другие виды украшений. Формы подвесок становятся разнообразнее. Помимо традиционных круглых появляются удлиненные, грушевидные со свободно висящими жемчужинами. Итальянцы создали тип подвески с фигурным изображением, украшенным эмалью и драгоценными камнями. Яркие и роскошные, их носят и мужчины, и женщины, и дети. Полагают, что стимулом к возрождению подвесок стала мода на женские платья с глубоким вырезом. В тематике декора подвесок среди эмблем, фигур и сцен встречались как христианские так античные сюжеты. Эти украшения часто приносили в подарок, обычно дарили зооморфные подвески в виде орла, петуха, лебедя, пеликана, страуса, ящерицы или фантастических животных - единорога и дракона. Существовали подвески в форме частей тела человека или животного, по-видимому, вотивного предназначения. Интересными произведениями также являются подвески "фаворы" - с монограммами, гербами, инициалами.

      На развитие форм подвесок Ренессанса оказали влияние великие мастера - живописцы и граверы - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Мартин Шонгауэр. Своеобразными "фаворами" являются немецкие жалованные пфенниги с портретом государя, которые носили на груди на жалованной цепи.

      Церии были очень популярны и отличались большим разнообразием. Самые ранние из них относятся к ХV веку. Цепи ХVI столетия - тяжелые, массивные, золотые или серебряные - "стружчатые", которые носили в шее в один или несколько рядов. В Англии и Франции это были преимущественно мужские украшения. В Германии их носили и женщины. Но особенно тяготели к таким украшениям, разделанным эмалями, испанцы. Со временем тяжелый орнамент сменяется легким "усиковым" узором, а эмали - цветными камнями и жемчугом.

      Возвращается мода на браслеты. Итальянцы предпочитали золотые, усыпанные жемчугом браслеты на открытой руке. На Севере Европы на рукавах, поверх одежды носили ободы или цепочечные браслеты. В середине ХVI века наступает расцвет браслета как женского украшения, роскошно расцвеченного эмалью и драгоценными камнями.

      Нарядная ренессансная мода пробудила и серьги. Особенное развитие они получили на севере Италии. Для украшения женских головок использовали драгоценные камни и крупные грушевидные жемчужины. Именно отсюда любовь к серьгам постепенно распространяется по всей Европе. К началу ХVII столетия серьги становятся исключительно женским украшением.

      Самыми распространенными видами колец в эпоху Ренессанса были тяжелые, массивные формы с камеями и геммами в оправах из благородного металла и кольца-печатки. Живому интересу к естественным наукам в это время отвечали кольца с часами и математико-астрономическими инструментами. Существовали также "кольца-близнецы", которые порознь украшали руки обрученных. По заключении брака эти половинки соединялись в единое целое.

      Ренессанс вдохнул новую жизнь в традиционные виды украшений, обогатив их новыми формами и декором. Самые искусные ювелиры приглашались ко дворам многих европейских государей. Поэтому точно установить место производства бывает чрезвычайно сложно, несмотря на наличие клейм.

      Не только в Италии, но и в Испании ювелирное искусство в это время переживает период расцвета. Именно испанцы, овладевшие несметными сокровищами цивилизаций доколумбовой Америки, ввели в моду среди состоятельных слоев общества культ роскоши.

      Испанская мода второй половины ХVI столетия предпочитала дорогие золотые или серебряные пояса из ажурных звеньев с эмалью, драгоценными камнями и жемчугом. Испанцы также любили подвески. Их изделия были особенно роскошны: лицевую сторону обычно декорировали пластически разработанными сюжетными мотивами, а плоскую оборотную покрывали орнаментом (гротесками, моресками, бандельверком) с эмалью. Местные ювелиры не справлялись с огромным количеством заказов. Поэтому Испания охотно принимала ремесленников - переселенцев из других стран, в первую очередь из Италии. Во многих ювелирных изделиях, выполненных на территории Испании, ощущается сильное итальянское влияние.

      Иногда мастера-ювелиры переходили в испанское подданство. Такова судьба выходцев из Германии, семьи де Арфе. Обычно, продолжая на первых порах работать в стиле своей национальной школы, такие мастера очень старались угодить новым заказчикам. Отсюда вычурность и перегруженность декором, в котором доминирует изобилие рельефов, статуэток и архитектурных элементов.

      Германия в эпоху Возрождения также славилась замечательными произведениями мастеров золотых и серебряных дел. Ювелирное искусство процветало в Гамбурге, Аугсбурге и Нюрнберге. Здесь создавались самые разнообразные изделия, но каждый центр имел свою специализацию. Так, Аугсбург славился мебелью из серебра - рамы для зеркал, стенные подсвечники и шандалы. Гамбургские серебряники были непревзойденными мастерами настольных украшений.

      Самой большой известности достигли золотых дел мастера Нюрнберга. Особенной популярностью в Европе пользовались изделия семьи Ямницер. Самым выдающимся из них был Венцель Ямницер, организовавший собственную семейную мастерскую. Здесь изготовлялись роскошно декорированные кубки, рукомои, кувшины, блюда и настольные украшения. Типично ренессансное изделие - кубок-наутилус, в виде раковины, оправленной серебро, на скульптурной ножке.

      В Германии был создан оригинальный тип кубков для вина, предназначенных для официальных и парадных случаев. Их украшали чеканным узором (ананас или виноград). Позднее они, как и другие изделия этого времени, отличаются тенденцией к изобилию. Декор дополняется цветными камнями и эмалями.

      Большая сдержанность характерна для произведений нидерландских мастеров. В их работах главную роль играет форма, в декоре получающая лишь завершение художественного образа.

      Англия, после периода Реформации, также подчиняется общей тенденции в формировании нового стиля. В убранстве изделий английских ювелиров появляются божества греко-римской мифологии, предпочтительно морские. Англия в эпоху правления Елизаветы не только испытывает влияние итальянской культуры, но, что очень важно, становится морской державой. Отсюда любовь к Нептуну и Амфитрите, тритонам, нереидам, дельфинам, морским чудовищам.

      Выемчатая и перегородчатая эмали в эпоху Возрождения сменяются расписными. Лимож сохраняет свои лидирующие позиции в эмальерном производстве, развивая и совершенствуя новую технологию - живописи эмальерными красками по черному фону, на который наносил контуры рисунка и краски в виде порошка, в процессе обжига превращающегося в стекловидную массу. Со временем в расписных эмалях нарастает тенденция в сближению с живописью. Начиная с 1530 года большинство эмалей подписано. Тайны их производства хранились в семье мастеров. В истории прославились семьи эмальеров Пенико и Лимозен.

      В ювелирном деле эпохи Возрождения, как и во всей художественной культуре эпохи нарастает процесс индивидуализации творчества. Мы знаем все больше имен создателей замечательных произведений ювелирного искусства этого времени.

 

 


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.