Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация



» Мир драгоценностей - Средние века - Романика

РОМАНИКА

      В период "классического" средневековья, последовавшего за варварскими нашествиями, "железным" веком Меровингов и "Каролингским Возрождением", в Западной Европе окончательно формируется христианская культура.

Сокровища Романской эпохи (10-13 вв)

      Декоративные искусства этого времени во всех странах Европы имели две категории заказчиков: церковь и феодальная знать. Духовенство в свою очередь делится на белое, представители которого заказывают художественные изделия, и черное - монахов, которые, как и мирские ремесленники, создают их сами. Некоторые аббатства снискали славу именно благодаря работам своих мастеров, среди которых были и ювелиры.

      Существовали постоянные связи между монастырями одного ордена, что способствовало распространению в странах Западной Европы различных видов художественного творчества.

      Велико было влияние архитектуры на предметные формы этого времени, поскольку строились главным образом культовые сооружения - храмы, принадлежавшие господствующей христианской Церкви. Они были единственными общественными сооружениями своего времени.

      С развитием городов начинает складываться прослойка мирян, занимавшихся художественными ремеслами. С оживлением торговли спрос на их продукцию растет, привлекая к себе внимание купцов. Ремесленники объединяются в цеховые корпорации. Для выполнения заказов мастера часто переезжают с мета на место, работают в соседних провинциях и странах. Так, например, известно, что в аббатстве Конк (Руэрг) работали эмальеры из Лотарингии.

      В эти времена люди часто совершали паломничества и вместе с реликвиями приносили на родину новые художественные формы, мастерство, мироощущение.

      Романские ювелиры владели всеми техниками, известными со времен античности: ковкой, чеканкой, филигранью, соединение клепкой. Большое распространение получает эмаль по чеканному рельефу. Яркие цвета эмали великолепно сочетались с блеском золота. В романскую эпоху широко бытовали застежки для плащей, восходящие к ранним дисковидным, круглым и квадрифольным фибулам. Они изготовлялись из тонкого золота в технике знаменитый посох из Клонмакнойса и футляр колокола из собора Сен-Дени в Дублине. Именно в Ирландии родилась традиции почитания священными реликвиями колоколов первых христианских проповедников и отшельников. Здесь же впервые для их хранения стали изготавливать пышно украшенные футляры - реликварии.

      В Италии, где широко бытовали византийские ювелирные изделия, из чеканного серебра производилось немало прекрасных ларцов и реликвариев.

      Потиры очень высокого художественного достоинства изготовлялись в Испании и Португалии. Они имели разнообразный декор; то довольно строгий, то обильный, но гармоничный. Чаши украшались изысканными филигранными полуциркульными арочками с Деисусом и фигурами апостолов под ними, реже они бывали гладкими. Массивное яблоко под чашей также могло быть либо гладкое, либо филигранное. Ножку украшали медальонами с фигурами евангелистов. В ювелирных произведениях культового характера строго соблюдался христианский канон. Такого рода произведения имеют даты в надписях, что свидетельствует о высоком авторитете их создателей.

      В других странах Европы в это время особенно процветает эмальерное дело. К ювелирным шедеврам в этой технике относится выполненная в 1025 году в Германии великолепная золотая брошь с изображением геральдического орла, принадлежавшая императрице Гизеле. Её же облачению принадлежали, по-видимому, серьги первой половины ХI века в форме полумесяца, восходящей к византийским образцам, украшенные драгоценными камнями и филигранью.

      В кольцах на протяжении всего средневековья удерживались античные формы с цельной высокой шинкой, в которую вправлялась римская гемма или камея, или драгоценный камень - плоский или кабошон.

      Замечательными достоинствами отличались произведения эмальеров прирейнских областей, например, мастеров бенедиктинского монастыря Св. Панталеона в Кёльне. На некоторых изделиях есть имена авторов.

      Продукция мастеров-ювелиров Кёльна и Гильдесгейма - крупнейших художественных центров Германии второй половины ХII века, много содействовала славе её ювелирного искусства. В этот период возрастает влияние греко-римской античной культуры, о чем свидетельствует кубок конца ХII века из сокровищницы монастыря Агон в Швейцарии. На его крышке изображена фигура кентавра Хирона.

      Выдающиеся по замыслу и великолепные по исполнению произведения ювелирного искусства романского времени сохранились и во Франции. Это порфировые вазы в золотой чеканной оправе из сокровищницы Сен-Дени и роскошные реликварии из монастыря Ла-Рош-Фулк близ Анжера, декорированные с обеих сторон кабошонами в оправе филигранного растительного декора.

      Громкую славу далеко за пределами Франции снискали изделия лиможских эмальеров. Производство эмальерных вещей здесь приобрело почти промышленные размеры. Лиможские выемчатые эмали встречаются по всей Европе; и в Швеции, и в Испании, и в Ирландии, и в России. Наиболее распространенным видом продукции этого центра является реликварий в виде модели храма с двускатной крышей и типичным архитектурным декором. Лимож продолжал выпускать изделия в романском стиле и в начале ХIII века, в эпоху Готики.

      Не всегда грань между романской и готической эпохой прослеживается с очевидной четкостью. Но важно отметить, что ювелирные изделия романского стиля, значительные сами по себе, подготовили готическое искусство.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 


Тайные знания



Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.