Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Мир драгоценностей - Новые века - Классицизм

КЛАССИЦИЗМ И ДРУГИЕ СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХIХ ВЕКА

Классицизм во многом противоположен рококо. В первую очередь это касается замены криволинейных сплетений декора более строгими элементами и распространением античных форм сосудов. Сначала в Англии, а затем и во Франции при Людовике ХV формируется тенденция "возврата к античности". Во второй половине ХVIII века, под влиянием сочинений Дидро и Руссо, к ней добавляются идеи возврата к природе и непосредственному чувству. Формирующееся направление охватывает все области художественного творчества; от архитектуры до прикладного искусства. Знаменательно одно замечание Наполеона, оставленное им на эскизе канделябра, выполненном Ш. Персье: "Поменьше украшений; ведь канделябр будет служить императору!"


Ювелирные украшения России 18-19  вв. в стиле классицизм

Другие европейские страны также выдвинули немало мастеров серебряной посуды и предметов украшения интерьера.

В искусстве классицизма преобладало чувство меры и гармонии, приведшее ювелиров к более строгому декору, отличающему все виды украшений этой эпохи. Уже к концу ХVIII столетия пышному рокайльному декору остающихся в дамском обиходе брошей приходят замкнутые формы круга или овала в виде золотой оправы с жемчужной обнизью и миниатюрным портретом в центральной вставке. В начале ХIХ века и во времена империи предпочтение отдавалось брошам с портретными силуэтами, мозаиками, камеями или веджвудскими пластинами. Расцвета это украшение достигает в эпоху бидермайера, когда необходимость в нем обуславливалась модой на кружевные шейные платки и воротники. Романтическое направление принесло обычай носить в брошах как в реликвариях локоны детей, возлюбленных или друзей. Поверхность таких изделий украшали эмблемы дружбы, любви или траура. В 1830 годы, в эпоху историзма появляются "неоготические" броши, затем изделия в стиле "неоренессанс" и "второе рококо". Броши изготавливались из прессованного золотого листа с рельефным узором и перегородчатыми эмалями или мелкими камнями и жемчугом. В сравнении с оригинальными украшениями исторических эпох эти реплики были менее роскошными, что соответствовало изменениям в социальной структуре общества: обнищанию аристократии и обогащению буржуазии. В первой половине ХIХ века благодаря римскому ювелиру Пио Кастеллани были возрождены древние златодельные техники филиграни и зерни в сочетании с драгоценными камнями. После долгого перерыва в эпоху классицизма вновь переживает подъем производство художественных поясных пряжек. Этому способствовала мода на платья с высокой талией. Их основным декоративным элементом стали вставки камей, использовавшиеся также и для пряжек на короткие рукава. Популярность гемм и камей, портретных миниатюр и силуэтов в классицизме стимулировала распространение медальонов, которые носили на черной бархатной ленте как шейное украшение. Около 1800 года античная Греция буквально покоряет мысли и чувства высших слоев общества. Дамы не только украшаются, но и одеваются и причесываются "по античному образцу". В моду входят тонкие цепочки, часто очень длинные. Особый интерес проявляется к полихромному золоту: обработанное древними техниками, оно создавало поразительный декоративный эффект.

Классицизм любил браслеты. Не удивительно, что и здесь главным декоративным элементом были камеи в золоте. В романтизме появляется новый тип браслетов, сплетенных из человеческого волоса с портретной миниатюрой во вставке. После войны с Наполеоном Европу охватила мода на чрезвычайно тонко исполненные ажурные браслеты из чугуна. Они изготовлялись повсюду, в том числе и в России на Урале на Каслинском заводе. Мода 1830 - 1840 годов создает нарядные, богато декорированные драгоценными камнями наручные украшения. За декоративными мотивами художники обычно обращались к культурам Древнего мира и Востока.

Серьги в этот период пережили значительные изменения. Уже на рубеже XVIII - XIX веков появились большие гладкие формы, доминирующее значение в их декоре часто играли все те же геммы и камеи. Как и браслеты 1830 - 1840 годов, серьги изготовлялись из литого чугуна. Свою роль в эволюцию серег сыграл и стиль бидермайер, украсивший их подвесками из полихромного золота. Бытовал также традиционный тип серег в виде цветного драгоценного камня в филигранной оправе с зернью.  Кольца на рубеже веков и в романтическую эпоху по своему решению не отличались от брошей и медальонов. Может быть потому, что сама Греция не давала иных образцов кроме колец-печаток. В то же время в распоряжении ювелиров были многие драгоценные камни,    особенно те, что ранее не привлекали к себе их внимание - карнеол или "моховой" агат, черно-белый или коричнево-белый слоистый оникс, многоцветный и много пластинчатый агат. Свое возрождение пережили грный хрусталь, дымчатый топаз, розовый кварц, аметист, в которых вырезали инталии. Не остался обойденным внманием во времена наполеоновских войн и чугун. До самого конца ХIХ века популярнейшим украшением кольца оставался резной камень. Во времена второго "рококо" любили золотые кольца с эмалями.

Ампир - это времена возрождения диадем, являющихся главной частью парюр. Поэтому они особенно пышно украшались шлифованными и резными драгоценными камнями, жемчугом, кораллами и мозаикой из полудрагоценных камней. Диадема классицизма представляла обод с высоко приподнятой надо лбом средней частью. Своеобразным продолжением эволюции диадемы в эпоху историзма стало появление в русском оффициальном придворном женском костюме, принятом в середине XIX века, головного убора в стиле стилизованного кокошника.

Ювелирные украшения России 18-19 вв. в стиле ампир

Во второй трети ХIХ столетия входит в моду закалывать волосы черепаховыми гребнями с декорированной драгоценными камнями насадкой, перламутром или жемчугом. Историзм как этап стилевого развития художественной культуры ХIХ века не был противоположностью классицизму. Напротив, он по-своему продолжил и развил интерес художников и мастеров прикладного искусства к художественному наследию предшествующих исторических эпох, расширив его хронологические и географические границы. В этом он стал предтечей Ар Нуво, стиля, характеризующегося активным творческим освоением традиций культур Востока.

Ювелирные украшения России 18-19 вв. в стиле историзм 

 
В это время работают многие замечательные мастера серебряники. Завершает своё творчество Жак Ретье, создатель "Орловского" сервиза, Поставщиком двора Людовика ХVI становится Робер Огюст. Великолепные чаши с фруктами создает Л. Шере. Золоченые серебряные чаши - дар Париже императору Наполеону - выполнил Анри Огюст. Наиболее выдающимся мастером эпохи Наполеона был М.-Ж. Бьенне.

Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.