Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация


» Мир драгоценностей - Новые века - Барокко

БАРОККО

      Пришедший на смену Возрождению стиль барокко имел в странах Западной Европы различные социально-экономические и исторические предпосылки. Так, в Италии это попытки церкви объединить весь христианский мир под властью папского престола. Во Франции в этот период происходит формирование абсолютистской монархии. Несмотря на разнообразие исторических причин, художественный стиль был единым для большинства стран.


Драгоценности ювелиров Англии 17 в

      Так, в декоре уже нет слепого следования античным мотивам. Многие орнаментальные элементы становятся легче, наряднее, утрачивая недавнюю массивность и даже некоторую тяжеловесность форм. Они начинают активнее взаимодействовать с окружающим пространством. Прямые линии сменяются изогнутыми. То же происходит и с мотивами масок и солнца. Их чередование вносит стилевое разнообразие.

      Вопреки возможным ожиданиям, ювелирных произведений ХVII века сохранилось не так много. Во Франции большинство драгоценных изделий этого периода исчезло из-за необходимости оплачивать огромные расходы на поддержание престижа Людовика ХIV. В 1688 году по его распоряжению вся золотая и серебряная утварь королевского двора была отправлена в переплавку. В результате за один год было уничтожено такое количество изделий, как в ходе войн за несколько столетий. Меньше пострадала культовая утварь, в силу обстоятельств избежавшая переплавки.

      Барокко продолжило начатый в эпоху Ренессанса процесс переработки сложившихся форм ювелирных украшений. В ХVII веке вновь, после забвения со времен средневековья, появились платяные булавки (фибулы, застежки для плащей и аграфы), но уже в виде брошей. В первую очередь они выполняют утилитарную функцию, скрепляя расходящиеся драпировки или вырез. Введение брошей в моду легенда приписывает мадам де Савиньи, придворной даме из окружения Людовика ХIII. Первоначально, с лицевой стороны броши обильно декорировались рубинами, сапфирами, изумрудами и жемчугом. Прямые наследницы платяных булавок, броши стали репрезентативным украшением и должны были подчеркивать декольте или благородно вознесенную, обнаженную шею.

      Как символ изящных излишеств барокко в середине века появляются абсолютно нефункциональные пряжки для обуви. Их охотно носили и взрослые, и дети.

      Подвески в эпоху барокко не имели широкого распространения. Исключение составляли только украшенные алмазами с лицевой стороны и эмалью с оборотной.

      Исключительной принадлежностью барочного дамского костюма было шитье жемчугом и жемчужные нити в несколько рядов. Жемчуг также применялся и в не очень распространенных в эпоху барокко браслетах. Они были низанными жемчугом или золотыми с драгоценным камнем, с оборотной стороны украшались эмалью. Как правило, браслеты носили попарно, на узкой манжете с рюшем.

      Серьги, как уже говорилось выше, составляли непременную принадлежность гарнитуров, которые все чаще появляются в эпоху барокко. Во времена Людовика ХIV во Франции, занимавшей теперь ведущее место в ювелирном искусстве Европы, сложился тип серег, получивший название "жирандоль" - в виде трех небольших подвесок.

      В кольцах барокко отдавало предпочтение вставкам из больших граненых камней. Шинка чаще всего оставалась гладкой или декорировалась чеканным и гравированным растительным орнаментом, иногда с эмалью. Своеобразное изобретение барокко - кольца с секретом; разъёмное кольцо, при соединении составляющих частей составляющее символ, например, крест.

      В эгретах барокко любило пышные букеты цветов, банты и развевающиеся ленты.

      Как правило, уцелевшие серебряные предметы барочного ювелирного искусства относятся к концу ХVII столетия - это ларец Анны Австрийской из чеканного и резного золота, выполненный около 1645 года и кубок, а также золотые плакетки, посвященные победам Людовика ХIV, выполненные Пьером Жереми, первым представителем династии столичных мастеров золотых дел.

      Выдающиеся мастера в эти годы работали и в провинции. В Европе в это время начинается процесс упорядочения ювелирного производства. На изделиях ювелиров ставится несколько клейм: личное, цеховое и третье, удостоверяющее уплату налога в казну. Благодаря этому датировка и атрибуция произведений ювелирного дела этого времени возможна с максимальной точностью (в том случае, если имеются таблицы клейм).

      Любовь к пышному, помпезному декору распространилась и в других странах Европы. Характерными памятниками барокко являются блюда из позолоченного серебра, чрезвычайно и повсеместно популярные в эти годы. Их убранство изобилует множеством фигур, представленных в сложных сюжетных композициях. Роскошные экземпляры таких работ голландских мастеров конца ренессанса и начала барокко хранятся в Оружейной Палате Музеев Московского Кремля. Они попали в Россию в качестве посольских даров.


Драгоценности ювелиров России 17 - 18 вв

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

      В эпоху барокко в Голландии появляются кубки для вина в виде рога. Их содержимое необходимо было выпивать за один приём, так как эти сосуды, завершающиеся изображением ветряной мельницы, или "колеса фортуны", невозможно было поставить на стол иначе как дном кверху.

      Множество ювелирных изделий эпохи барокко, перегруженных обильным декором, и реалистических статуэток животных сохранилось в Германии. Здесь любили драгоценные камни в серебряной или золотой оправе, разделанной эмалями.

      Англия первоначально испытывала значительное влияние Германии и Фландрии. Отсюда, некоторая тяжеловесность чеканного декора с фигурами амуров, поддерживающих гирлянды цветов и плодов. Но уже в начале ХVII века проявляется своеобразие английской национальной школы, выразившееся, прежде всего, в создании новых сосудов. Таким открытием стало изобретение около 1610 года чайника, форма которого восходит к китайским кувшинам для вина.

      Необыкновенная пластическая роскошь и колористическое богатство декора произведений ювелирного искусства эпохи барокко, отмеченная в этом разделе, не только результат внутренней эволюции в пределах европейского континента, но и рецепции европейцами сокровищ открытых ими новых стран - Индии, Америки, Китая.

Выдающимся мастером был уроженец Утрехта, знаменитый Пауль ван Вианен. Сначала он переехал в Баварию, а затем в Прагу, где императором Рудольфом II был удостоен звания главного придворного мастера.

Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.