Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация



» Мир драгоценностей - Древний Мир - Этрурия

ЭТРУРИЯ

      Виртуозная техника и высокие художественные достоинства произведений этрусских мастеров-ювелиров ставят их произведения в один ряд с лучшими творениями художников античного мира. Сохранившиеся живописные произведения и материалы раскопок свидетельствуют, что у этрусских женщин драгоценные украшения пользовались большим спросом. Вероятно, жители Этрурии "страдали" тягой к роскоши, так как среди дошедших до нас памятников явно преобладают светские, а не культовые изделия. Этрусские мастера умели изготовлять очень сложные и исключительно  разнообразные вещи. Они владели всеми приемами и техниками ювелирного искусства: ковкой, чеканкой, гравировкой, филигранью. Но никто не мог превзойти их в технике зерни (грануляции). С тех пор, как она стала известна в III тысячелетии до н. э., этруски довели её до совершенства. Они активно применяли зернь для оформления поверхностей. Известно три метода грануляции, или зерни, которые иногда достигали диаметра зерна только в один миллиметр.


Сокровища Этрурии 7-9 вв до н.э.

     
 
 
   

      Производство ювелирных изделий в этрусских городах известно уже с VII века до н. э. Это были кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвеска декорированные орнаментом или фигурными композициями.

      До сих пор без ответов остаются множество вопросов о происхождении и судьбе этрусской культуры. Ее города - государства были политически независимы друг от друга. Объединительными факторами были язык, религия и культура. Последняя имела близкое родство с соседними - финикийской, карфагенской, греческой. Этруски, имевшие сильный флот и владевшие технологией выплавки металлов, были одними из главных поставщиков этого товара на рынок Древнего мира. Это влияло и на развитие здесь художественной обработки металлов.

      С конца VII века до н. э. культура этрусков играет важную роль на территории современной Тосканы (Италия). Примерно между 700 и 625 годами до н. э. оно переживает ориентализирующий период, позднее сменившийся влиянием греческой культуры.

      Ценнейший материал об этрусском ювелирном искусстве этого времени дали памятники из гробницы Реголини - Галасси. Одни из найденных здесь шедевров - знаменитая золотая фибула состоит из диска, украшенного чеканным изображением животных, обрамленным рядами пальметок. На нижней части изделия вереницами расположены объемные фигурки грифонов и крылатых львов.

      В декоре прямоугольной фибулы из гробницы Бернардини использовано множество, выполненных с удивительным мастерством, скульптурных изображений животных. Размер фибулы 17 на 7 см. На этой площадке разместилось 130 фигурок.

      Здесь впервые была применена техника грануляции (зерни). Для декорирования одного предмета использовались два различных принципа орнаментировки зернью: рельефный и графический. Таковы золотые браслеты из Тарквинии (VII век до н. э.) - три полосы, соединенные вместе, богато украшены зернью. Узор включает и орнаменты (меандр, плетенка, зигзаг) и сюжетные сцены (всадники и сражающиеся воины). Замки исполнены в виде парных мужских фигур. Эмоциональная окраска каждого элемента декора очень экспрессивна, один оттеняет другой.

      Широко бытовали в Этрурии и ажурные браслеты. Например, такие как найденный в Ветулонии. Филигранная линия простого рисунка будто бежит то медленно, то быстро. Очень интересны этрусские венки, представляющие сочетание графического ритма и живописной пластичности. Сочетание золота с другими материалами очень редко и не характерно для Этрурии. Живописного и пластического разнообразия они умели достигать скромными средствами зерни.

      Этрусское искусство отличалось жизнерадостностью, о чем свидетельствуют фрески гробниц. Но выражена она несколько иначе, чем у критян. Этруски очень рано стали подчеркивать в образах индивидуальное, которое причудливо соединялось у них с фантастическим. Слова "персона" и "маска" были для них синонимичны. Это хорошо иллюстрируют небольшие подвески (4 см) с изображением маски бога реки Ахелоя. Миф рассказывает, как Ахелой, убегая от настигающего его Геракла, превратился в быка и потерял один рог, который стал "рогом изобилия" - символом плодородия, богатства и роскоши. Древний мастер сумел удивительным образом только декоративными средствами, соединить в небольшой вещице реальные человеческие переживания страха и смятения перед опасностью с волшебным сюжетом - чудом превращения. Полированная поверхность тонко моделированного лица ярко контрастирует с изящным зерневым декором бороды и волос. Лаконичность декоративного приёма усиливает его символическую значимость. Подвеска с маской Ахелоя, выполненная около 500 года до н.э. относится к тому времени Архаической эпохи, когда этрусская культура испытывала сильное влияние аттической. Это был наиболее плодотворный период в искусстве этрусков.

      Мотивы, аналогичные подвески с головой Ахелоя, использованы и в ожерелье того же времени - это головы ухмыляющихся Селенов. Они чередуются с рядами подвесок в форме желудя и цветов лотоса. Все они выполнены чеканкой и соединены тонкой цепочкой. Вместе эти три мотива представляют пример декоративного контраста между полированной, моделированной и гранулированной поверхностью, что пластически чрезвычайно оживляет общую композицию произведения.

      О том, насколько свободны были мастера в варьировании этого орнаментального приема, говорят ожерелье и серьги-колты, изготовленные око 520 года до н. э. Ожерелье состоит из чередующихся гладких полированных и густо осыпанных зернью, разделенных узкими кольцами полых золотых бусин. Тот же строгий ритм чередования – гладкая, гранулированная – соблюден и в серьгах-колтах. Такое фактурное решение декора придаёт изделию и особый цветовой эффект, основанный на различии светоотражательных возможностей этих поверхностей; то пронзительно яркий, то рассеянный, то бархатисто мягкий.

      В фигуративных композициях часто встречаются торжественные ритмы шествий, как на фресках гробниц. Так в подвеске из древнего Черветери "шествию" женщин с ритуальными предметами в руках вторит линия зерни.

      В обиходе у этрусков использовалась серебряная посуда. Однако этих памятников сохранилось мало. Несколько интересных изделий было найдено в гробнице Реголини - Галасси.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 


Тайные знания



Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.